Едва поезд тронулся с харбинской платформы, купе зашуршало пакетиками с едой – это по-нашему. Потом безо всякого предупреждения кто-то дернул вниз теневую штору, устроив полнейшую ночь в купе, и все как по команде (кроме меня) дружно брякнулись спать – сон после обеда. И это уже по-китайски.
Еще до поездки мои друзья и родственники, посвященные в планы преодолеть не самый короткий маршрут на сей раз не самолетом, а поездом, предрекали: в китайском поезде я за это время свихнусь от скуки. Или от соседей ввиду разницы и особенностей двух культур. Или от самого поезда.
Был еще вариант: от всего сразу.
Но я уперлась.
Поезд был как поезд и уже точно не хуже поездов наших РЖД. В купейных вагонах даже имелись комплекты одноразовых тапочек, как в гостиницах, и – электрические розетки, что немаловажно, рабочие.
…Едем. Мой первый состав в купе исключительно женский. Шустрая девчонка лет 20 всю дорогу трещит с кем-то по телефону, вторая соседка – мрачноватого вида лет 30 в очках, – залипает на сериалах в своем смартфоне. И постоянно норовит опустить штору, хотя в нашем купе давно уже никто не спит.
Деликатно, но все же настойчиво приподнимаю со своей стороны эту штору обратно. Соседка вновь опускает, я снова приподнимаю. В итоге пришли к молчаливому компромиссу – штора опущена до середины.
Еще в нашей компании очень добрая и улыбчивая китайская бабуля с натруженными руками. Мне она улыбается даже чаще чем остальным, однако при виде объектива делается серьезной, словно я ее на паспорт фотографирую.
…Едем. Китайцы в вагоне либо спят, либо зависают в гаджетах, либо смотрят в окна. Никто не пьет, хотя водка и пиво регулярно проезжают в тележках через весь состав.
Я единственная иностранка в вагоне среди китайцев, к тому же изрядно подзабывшая китайский ввиду нерегулярной практики. Но это не мешает ни мне, ни им.
…Едем. Прошли сутки, к следующему утру состав моего купе обновляется, соседки покидают поезд одна за другой. С бабулей мы даже обнимаемся на прощание.
Купе теперь превращается в проходной двор – следующие соседи начинают меняться едва ли не каждые два часа: входят, заваливались спать, а через пару часов просыпаются и молча растворяются на какой-нибудь станции.
Начинает казаться, что китайцы покупают билеты на короткие расстояния, чтобы выспаться.
…Едем. В вагоне прохладно – работают кондиционеры, – зато в тамбуре с каждым часом становится жарче – до субтропического Гуанчжоу остаются считанные часы. Накачала с собой в дорогу кучу хороших фильмов, но так их и не включаю – за окном “кино” куда интересней.
Пейзажи кардинально меняются по мере продвижения поезда с северо-востока к югу. Например, где-то вблизи Харбина пока еще пустые поля, включая рисовые (я и не знала, что там тоже выращивается рис) – там еще только идет посевная или вот-вот закончилась.
Ближе к югу урожай уже собирают или вот-вот начнут.
…Почти приехали. Часа за три до Гуанчжоу очередная смена соседей. Кроме парня и девушки в купе вваливается целое семейство – крикливая китаянка с дочерью и двумя мелкими внуками. Крикливую китаянку я почему-то сразу нарекаю про себя “Надюхой”.
Дочь с детьми должна ехать в соседнем купе, однако Надюха решает не разлучать семью: оставшуюся часть пути так и едем всемером, включая детей.
…Приехали.
Каков итог?
– За 34 часа я проехала примерно 4 тысячи км – китайский поезд категории “Z” бежит, в основном, со скоростью 140 км/ч, но может разгоняться и еще быстрее. На сайте РЖД прочитала, что у нас подобные составы курсируют лишь из Москвы и Питера до Н-Новгорода, а так же по Краснодарскому краю.
Впрочем, в вопросе скоростных дорог Китай давно уже обошел весь мир.
– В китайском поезде по-прежнему меняют постельное белье лишь на стартовых станциях – кто первым сел, “того и тапки”. К моему счастью, Харбин был стартовой станцией.
– В китайских поездах может оказаться проблемой вопрос питания – какую-то еду по вагонам возят, но это вряд ли та китайская кухня, которая может вызвать восторг у неподготовленного человека. Впрочем, на 34 часа вполне можно обеспечить себя автономным питанием.
– В китайском поезде вполне безопасно во всех отношениях, как и в целом пока еще в самом Китае (ттт). Просто будьте готовы заранее, что в соседях у вас могут оказаться разные люди – как комфортные для вас, так и не очень. Но это ведь их страна, так что постарайтесь не раздражаться и, главное, сами ведите себя прилично.
– Мне не было скучно в поезде, хоть я и отправилась в этот путь одна – почти всю дорогу не отлипала от окон. Чуть поскучнее было уже на обратном пути (обратно я так же решила вернуться поездом), однако на обратной дороге уже ехала не два дня и одну ночь, а наоборот – две ночи и всего день.
И соседи в моем купе на обратной дороге были уже постоянными – средних лет семейная пара и один дедушка. И все трое оказались настолько образованными и культурными, что, как я шутила потом, особо и рассказать нечего.
Тем не менее, я о них рассказываю – какие они оказались у меня тоже замечательные.
Ну, и, наконец, самое главное, ради чего с легкостью и променяла самолет на путешествие по железке – увидела не такую уж малую часть этой страны и получила дополнительные впечатления.
Для кого как, но для меня оно того стоило.
Фото – скоро…
Как здорово, молодец!!! Ждём фото.
Ждите)))
Интернересно. Но разве ты первый раз едешь китайским поездом?
На короткие расстояния – нет. На большие – да.
Про постельное белье убило. А так норм)))
В целом, да.
Дедушку так и представляю профессором в каком-нибудь университете. Вообще, у всех лица очень хорошие, повезло вам с соседями.
Согласна по всем пунктам)
А вот проехать поездом я так и не удосужился за все годы, что бываю в Китае. Сейчас читаю и думаю – как так?! Упущение)))
Судя по некоторым фото, было на что посмотреть, решил исправиться. Тоже жду следующих фотографий.
Да?! Мне казалось, что вы изъездили Китай вдоль о поперек до дыр)))
Кажется, поездка получилась интересной. Соседи в длительных поездках, конечно, фактор немаловажный.
Интересно ещё: за постель те, кто подсаживается платят или нет?
Вот припоминаю, что в 90-е годы у нас были времена, когда народ (не все, конечно), чтобы не платить за постель пользовались своими простынями, а проводники при этом не разрешали брать матрацы.
Честно говоря, я даже не в курсе, зависит ли цена билета от постельного белья или нет, при покупке билета это нигде не отмечается. Возможно, это у них в целом система до сих пор такая – один комплект белья на весь маршрут, как и 20 лет назад.