— Здесь такой не живет, — сказал мне портье, когда спросила у него, в каком номере жил Шаляпин. Сперва я зависла, потом убежала на улицу. Смеяться.
Собственно, я и остановиться решила в этом историческом отеле лишь потому, что здесь когда-то так же останавливался Шаляпин. Образно говоря, подышать тем же воздухом.
Кто-то, впрочем, в своих постах называет среди знаменитых постояльцев «Модерна» и Вертинского, и Петра Лещенко, но достоверных упоминаний о факте их проживания здесь не нашла, хотя оба, действительно, выступали в Харбине, а портрет Вертинского даже висит в «музейной зоне» отеля.
Рядом с портретом Шаляпина.
Мой гостиничный номер встретил крепко устоявшимся запахом табака, и вряд ли этот табачный воздух был здесь законсервирован в числе исторических ценностей середины прошлого века.
Впрочем, дело не только в воздухе. С тех времен от отеля вообще сохранилась лишь небольшая часть — его основательно реконструировали и расширили, попытавшись сохранить (или воссоздать?) само историческое «ядро».
Отель существует с начала прошлого века, разные источники называют разные даты его появления — от 1906 и даже 1903 года до 20-х годов.
Принадлежал богатейшему жителю тогда еще русского Харбина Иосифу Каспе — бизнесмену, поклоннику сценического искусства и вообще человеку, о котором пишут неоднозначно.
В память о нем в отеле установлен его бюст, а в том же музейном коридорчике на первом этаже хранится много личных вещей Каспе и фотографий его семьи.
Кстати, музей вполне атмосферный — как-то волей-неволей начинаешь проникаться духом того времени.
И я уже совсем было им прониклась, да вот беда — наткнулась на подпись к очередному снимку — на нем тоже был Иосиф Каспе в небольшом окружении.
Любимые мои китайцы, как часто с ними бывает, очень криво перевели на русский язык подпись к этой фотографии, чем и вернули меня в реальность.
Тем не менее, китайцы весьма старательно подчеркивают «русскость» этого отеля. Как поведал Валера, именно сюда частенько заселяют гостей из России, прибывших по официальному приглашению харбинских властей.
А вечерами на балкончике отеля в теплое время года либо играет русский скрипач, либо несется что-то вроде «Калинки-малинки» в исполнении какого-нибудь нашего коллектива.
Китайцам нравится, они собираются толпой под балкончиком и охотно снимают эти выступления на свои мобильники.
Платит артистам тоже харбинское правительство.
Я, правда, опасалась, что не засну — из-за табачного духа в номере пришлось распахнуть окно, и в него тут же ввалилась калинка-малинка, многократно подкрепленная динамиками. Однако концерт закончился не позднее десяти вечера.
Так где же жил Шаляпин?
В многочисленных рунетовских постах большинство авторов, что-либо пишущих об отеле «Модерн», повторяет друг за другом одно и то же — типа «здесь на третьем этаже останавливался Шаляпин…», «здесь на третьем этаже…»
Информация сама по себе достоверна — она вытекает из опубликованных когда-то воспоминаний русских харбинцев, живших в этом городе в прошлом веке, и для которых приезд Федора Шаляпина был одним из незабываемых событий.
В частности, из книги Натальи Старосельской «Повседневная жизнь «русского» Китая», основанной на рассказах реальных людей о реальных событиях.
Но на третьем этаже — где именно?
Коль уж я оказалась в этом отеле, хотелось найти и номер.
В «исторической части» (но жилой и сегодня) на дверях номеров висят сверкающие таблички с именами живших тут знаменитостей.
Обошла все двери, перечитала все таблички на них — упомянутые знаменитости были мне, к сожалению, неизвестны, а вот Федор Шаляпин вообще не значился.
На всякий случай спустилась на второй этаж — похоже, в середине прошлого века там вообще останавливались исключительно китайские политические деятели, еще больше мне неизвестные.
Тогда и отправилась с вопросом к администратору отеля. Как только он полез в свой компьютер со списком гостей, я уже догадалась, какой получу ответ. И получила.
И все же, возможно — возможно! — мне повезло. Уже когда сдавала свой номер, и Валера приехал забирать меня на вокзал, попросила его задать тот же вопрос — все же китаец китайца должен лучше понять.
Дежурный администратор к тому времени сменился двумя девушками, которые в первую минуту тоже слегка зависли от неожиданного для них вопроса.
Но потом вполне уверенно назвали искомое — номер 314-й.
И знаете что?
Табличка на дверях 314-го упоминала лишь об одном постояльце: «в этом номере в 1934-м году останавливался известный американский журналист Эдгар Сноу».
Сноу (1905-1972) был известен дружеским отношением к коммунистическому Китаю, несколькими книгами о нем и даже личным расположением Мао.
И если Федор Шаляпин, действительно, останавливался в том же номере (где-то же он останавливался, в конце концов), то это может иметь значение лишь для нас.
Вы прям целое исследование там провели (или расследование?)))))
Да ладно?!))
«Белая футболка стоит посередине…». Тонкости китайского перевода))
На самом деле они давно уже исправляются, это еще не самый критичный перевод.
Узнаю Галину! Нет бы, как все — заселилась, пожила, а потом бы тоже написала «здесь на третьем этаже жил Шаляпин». Так ведь спецоперацию там устроила)))
Я бы назвала это любознательностью))
Да уж, внесли вы смятение в наши души. Теперь тоже будем мучаться, так где же останавливался Шаляпин?)))
Меня до сих пор этот вопрос до конца не успокоил))
Действительно, интересно, почему нет таблички про Шаляпина. Похоже, они его и не знают, и он им не так дорог, как их партийные деятели или кто писал про них. Обидно, если так.
Возможно, вы сами ответили на вопрос. А на счет «обидно» — как посмотреть. Для нас — да. У них же другие ценности и это ведь их страна. Кто больше для нее сделал, по их мнению, тот и больше достоин таблички. Но это всего лишь моя версия.
Очень интересно, спасибо за информацию об отеле и информацию к размышлению.
Познавательная статья. Видимо, что-то в своё время не срослось с раскруткой имени Шаляпина, а потом забылось.
Вот мне кажется, что «забылось» — это первопричина. Может, поначалу вешали в отеле таблички с именами, в первую очередь» своих китайских товарищей. А сейчас, когда начали раскручивать отель как «русский бренд», уже и сами забыли про эти таблички — висят и висят себе. Как и портреты. Никто из китайцев толком и знает, кто там на них изображен 100 лет назад…
Уверен, что китайцы тогда особенно не знали Шаляпина, а потом столько лет нашего разлада с Китаем сыграло свою роль. А то, что Вы стали интересоваться этой темой, то другого от Вас и не надо было ждать, Вы же не простой скучный обыватель, Вы же молодец.
Судя по источникам, русское музыкальное сообщество в Хб (а оно там почти сплошь было музыкальным) начало приобщать (или допускать?) китайских граждан к своей музыке в году 40-м, а Шаляпин выступал в Харбине еще в 35-м — так что да, это тоже версия, почему его приезд не стал культовым для прошлых китайцев и не «передался» нынешним.
Но меня удивили даже более банальные моменты — вот как можно работать в отеле (или где еще) и не знать, чьи там портреты вокруг висят. Меня бы любопытство разобрало, как минимум)))
Галя, добрый день! У Вас появилась отличная заставка.
У меня сложилось впечатление, что русское искусство нынешними китайцами более уважаемо, нежели их гражданами в начале двадцатого века. Этому есть объективные причины. Ну, скажите мне, кто будет особо уважать граждан, которые массово покидают свою несчастную страну.
Святослав Сергеевич, извините, припозднилась с ответом, уезжала по делам. Насколько знаю, русские со своей культурой и искусством в начале 20 века жили обособленно от китайцев — думаю, все-таки этом основная причина. А у китайцев долгое время была только своя культура, очень отличная от нашей. Что касается сегодняшнего времени, мой китайский друг из Харбина недавно несколько раз уточнял у меня, что за певец останавливался в этом отеле, как фамилия и чем он мне так интересен. Подозреваю, теперь будет использовать эту информацию, чтобы рассказывать своим русскоговорящим туристам из России 🙂
ПС. Я писала летом об истории харбинского оркестра, который создавали русские эмигранты, в том числе, немного там немного общей информации о культурной жизни русских того времени. Если что — https://milomalo.ru/archives/55399