Харбинский отель «Модерн» или как я искала номер Шаляпина

— Здесь такой не живет, — сказал мне портье, когда я спросила, в каком номере жил Шаляпин. Сперва я зависла, потом убежала на улицу. Смеяться.   

Собственно, я и остановиться решила в этом историческом отеле лишь потому, что здесь когда-то так же останавливался Шаляпин. Образно говоря, подышать тем же воздухом.

Кто-то, впрочем, в своих постах называет среди знаменитых постояльцев «Модерна» и Вертинского, и Петра Лещенко, но достоверных упоминаний о факте их проживания здесь не нашла, хотя оба, действительно, выступали в Харбине, а портрет Вертинского даже висит в «музейной зоне» отеля.

Рядом с портретом Шаляпина.

Мой гостиничный номер встретил крепко устоявшимся запахом табака, и вряд ли этот табачный воздух был здесь законсервирован в числе исторических ценностей середины прошлого века.

Впрочем, дело не только в воздухе. С тех времен от отеля вообще сохранилась лишь небольшая часть — его основательно реконструировали и расширили, попытавшись сохранить (или воссоздать?) само историческое «ядро».

 

Отель существует с начала прошлого века, разные источники называют разные даты его появления — от 1906 и даже 1903 года до 20-х годов.

Принадлежал богатейшему жителю тогда еще русского Харбина Иосифу Каспе — бизнесмену, поклоннику сценического искусства и вообще человеку, о котором пишут неоднозначно.

В память о нем в отеле установлен его бюст, а в том же музейном коридорчике на первом этаже хранится много личных вещей Каспе и фотографий его семьи.

«ИЛИ ДЕЛАТЬ ВСЕ ПЕРВОКЛАССНО, ИЛИ НЕ ДЕЛАТЬ ВОВСЕ» — ЦИТАТА НА ПОСТАМЕНТЕ

Кстати, музей вполне атмосферный — как-то волей-неволей начинаешь проникаться духом того времени.

 

И я уже совсем было им прониклась, да вот беда — наткнулась на подпись к очередному снимку — на нем тоже был Иосиф Каспе в небольшом окружении.

Любимые мои китайцы, как часто с ними бывает, очень криво перевели на русский язык подпись к этой фотографии, чем и вернули меня в реальность.

 

Тем не менее, китайцы весьма старательно подчеркивают «русскость» этого отеля. Как поведал Валера, именно сюда частенько заселяют гостей из России, прибывших по официальному приглашению харбинских властей.

А вечерами на балкончике отеля в теплое время года либо играет русский скрипач, либо несется что-то вроде «Калинки-малинки» в исполнении какого-нибудь нашего коллектива.

Китайцам нравится, они собираются толпой под балкончиком и охотно снимают эти выступления на свои мобильники.

Платит артистам тоже харбинское правительство.

Я, правда, опасалась, что не засну — из-за табачного духа в номере пришлось распахнуть окно, и  в него тут же ввалилась калинка-малинка, многократно подкрепленная динамиками. Однако концерт закончился не позднее десяти вечера.

КОНЦЕРТ НА БАЛКОНЕ ОТЕЛЯ
…И ЗРИТЕЛИ ПОД БАЛКОНОМ

Так где же жил Шаляпин?

В многочисленных рунетовских постах большинство авторов, что-либо пишущих об отеле «Модерн», повторяет друг за другом одно и то же — типа «здесь на третьем этаже останавливался Шаляпин…», «здесь на третьем этаже…»

Информация сама по себе достоверна — она вытекает из опубликованных когда-то воспоминаний русских харбинцев, живших в этом городе в прошлом веке, и для которых приезд Федора Шаляпина был одним из незабываемых событий.

В частности, из книги Натальи Старосельской «Повседневная жизнь «русского» Китая», основанной на рассказах реальных людей о реальных событиях.

Но на третьем этаже — где именно?

Коль уж я оказалась в этом отеле, хотелось найти и номер.

В «исторической части» (но жилой и сегодня) на дверях номеров висят сверкающие таблички с именами живших тут знаменитостей.

 

Обошла все двери, перечитала все таблички на них — упомянутые знаменитости были мне, к сожалению, неизвестны, а вот Федор Шаляпин вообще не значился.

На всякий случай спустилась на второй этаж — похоже, в середине прошлого века там вообще останавливались исключительно китайские политические деятели, так же мне неизвестные.

Тогда и отправилась с вопросом к администратору отеля. Как только он полез в свой компьютер со списком гостей, я уже догадалась, какой получу ответ. И получила.

И все же, возможно — возможно! — мне повезло. Уже когда сдавала свой номер, и Валера приехал забирать меня на вокзал, попросила его задать тот же вопрос — все же китаец китайца должен лучше понять.

Дежурный администратор к тому времени сменился двумя девушками, которые в первую минуту тоже слегка зависли от неожиданного для них вопроса.

Но потом вполне уверенно назвали искомое — номер 314-й.

И знаете что?

Табличка на дверях 314-го упоминала лишь об одном постояльце: «в этом номере в 1934-м году останавливался известный американский журналист Эдгар Сноу».

 

Сноу (1905-1972) был известен дружеским отношением к коммунистическому Китаю, несколькими книгами о нем и даже личным расположением Мао.

И если Федор Шаляпин, действительно, останавливался в том же номере (где-то же он останавливался, в конце концов), то это, по всей вероятности, имеет значение лишь для нас.

 

 

13 комментариев

  1. Узнаю Галину! Нет бы, как все — заселилась, пожила, а потом бы тоже написала «здесь на третьем этаже жил Шаляпин». Так ведь спецоперацию там устроила)))

  2. Да уж, внесли вы смятение в наши души. Теперь тоже будем мучаться, так где же останавливался Шаляпин?)))

  3. Действительно, интересно, почему нет таблички про Шаляпина. Похоже, они его и не знают, и он им не так дорог, как их партийные деятели или кто писал про них. Обидно, если так.

    1. Возможно, вы сами ответили на вопрос. А на счет «обидно» — как посмотреть. Для нас — да. У них же другие ценности и это ведь их страна. Кто больше для нее сделал, по их мнению, тот и больше достоин таблички. Но это всего лишь моя версия.

    1. Вот мне кажется, что «забылось» — это первопричина. Может, поначалу вешали в отеле таблички с именами, в первую очередь» своих китайских товарищей. А сейчас, когда начали раскручивать отель как «русский бренд», уже и сами забыли про эти таблички — висят и висят себе. Как и портреты. Никто из китайцев толком и знает, кто там на них изображен 100 лет назад…

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.