Харбинский отель "Модерн" или как я искала номер Шаляпина

Харбинский отель «Модерн» или как я искала номер Шаляпина

— Здесь такой не живет, — сказал мне портье, когда спросила у него, в каком номере жил Шаляпин. Сперва я зависла, потом убежала на улицу. Смеяться.   

Собственно, я и остановиться решила в этом историческом отеле лишь потому, что здесь когда-то так же останавливался Шаляпин. Образно говоря, подышать тем же воздухом.

Кто-то, впрочем, в своих постах называет среди знаменитых постояльцев «Модерна» и Вертинского, и Петра Лещенко, но достоверных упоминаний о факте их проживания здесь не нашла, хотя оба, действительно, выступали в Харбине, а портрет Вертинского даже висит в «музейной зоне» отеля.

Рядом с портретом Шаляпина.

Харбинский отель "Модерн" или как я искала номер Шаляпина

Мой гостиничный номер встретил крепко устоявшимся запахом табака, и вряд ли этот табачный воздух был здесь законсервирован в числе исторических ценностей середины прошлого века.

Впрочем, дело не только в воздухе. С тех времен от отеля вообще сохранилась лишь небольшая часть — его основательно реконструировали и расширили, попытавшись сохранить (или воссоздать?) само историческое «ядро».

Харбинский отель "Модерн" или как я искала номер Шаляпина

 

Отель существует с начала прошлого века, разные источники называют разные даты его появления — от 1906 и даже 1903 года до 20-х годов.

Принадлежал богатейшему жителю тогда еще русского Харбина Иосифу Каспе — бизнесмену, поклоннику сценического искусства и вообще человеку, о котором пишут неоднозначно.

В память о нем в отеле установлен его бюст, а в том же музейном коридорчике на первом этаже хранится много личных вещей Каспе и фотографий его семьи.

Харбинский отель "Модерн" или как я искала номер Шаляпина
«ИЛИ ДЕЛАТЬ ВСЕ ПЕРВОКЛАССНО, ИЛИ НЕ ДЕЛАТЬ ВОВСЕ» — ЦИТАТА НА ПОСТАМЕНТЕ

Кстати, музей вполне атмосферный — как-то волей-неволей начинаешь проникаться духом того времени.

Харбинский отель "Модерн" или как я искала номер Шаляпина

Харбинский отель "Модерн" или как я искала номер Шаляпина

 

Харбинский отель "Модерн" или как я искала номер Шаляпина

И я уже совсем было им прониклась, да вот беда — наткнулась на подпись к очередному снимку — на нем тоже был Иосиф Каспе в небольшом окружении.

Любимые мои китайцы, как часто с ними бывает, очень криво перевели на русский язык подпись к этой фотографии, чем и вернули меня в реальность.

Харбинский отель "Модерн" или как я искала номер Шаляпина

Харбинский отель "Модерн" или как я искала номер Шаляпина

 

Тем не менее, китайцы весьма старательно подчеркивают «русскость» этого отеля. Как поведал Валера, именно сюда частенько заселяют гостей из России, прибывших по официальному приглашению харбинских властей.

А вечерами на балкончике отеля в теплое время года либо играет русский скрипач, либо несется что-то вроде «Калинки-малинки» в исполнении какого-нибудь нашего коллектива.

Китайцам нравится, они собираются толпой под балкончиком и охотно снимают эти выступления на свои мобильники.

Платит артистам тоже харбинское правительство.

Я, правда, опасалась, что не засну — из-за табачного духа в номере пришлось распахнуть окно, и  в него тут же ввалилась калинка-малинка, многократно подкрепленная динамиками. Однако концерт закончился не позднее десяти вечера.

Харбинский отель "Модерн" или как я искала номер Шаляпина
КОНЦЕРТ НА БАЛКОНЕ ОТЕЛЯ
Харбинский отель "Модерн" или как я искала номер Шаляпина
…И ЗРИТЕЛИ ПОД БАЛКОНОМ

Так где же жил Шаляпин?

В многочисленных рунетовских постах большинство авторов, что-либо пишущих об отеле «Модерн», повторяет друг за другом одно и то же — типа «здесь на третьем этаже останавливался Шаляпин…», «здесь на третьем этаже…»

Информация сама по себе достоверна — она вытекает из опубликованных когда-то воспоминаний русских харбинцев, живших в этом городе в прошлом веке, и для которых приезд Федора Шаляпина был одним из незабываемых событий.

В частности, из книги Натальи Старосельской «Повседневная жизнь «русского» Китая», основанной на рассказах реальных людей о реальных событиях.

Но на третьем этаже — где именно?

Коль уж я оказалась в этом отеле, хотелось найти и номер.

В «исторической части» (но жилой и сегодня) на дверях номеров висят сверкающие таблички с именами живших тут знаменитостей.

Харбинский отель "Модерн" или как я искала номер Шаляпина

 

Обошла все двери, перечитала все таблички на них — упомянутые знаменитости были мне, к сожалению, неизвестны, а вот Федор Шаляпин вообще не значился.

На всякий случай спустилась на второй этаж — похоже, в середине прошлого века там вообще останавливались исключительно китайские политические деятели, еще больше мне неизвестные.

Тогда и отправилась с вопросом к администратору отеля. Как только он полез в свой компьютер со списком гостей, я уже догадалась, какой получу ответ. И получила.

И все же, возможно — возможно! — мне повезло. Уже когда сдавала свой номер, и Валера приехал забирать меня на вокзал, попросила его задать тот же вопрос — все же китаец китайца должен лучше понять.

Дежурный администратор к тому времени сменился двумя девушками, которые в первую минуту тоже слегка зависли от неожиданного для них вопроса.

Но потом вполне уверенно назвали искомое — номер 314-й.

И знаете что?

Табличка на дверях 314-го упоминала лишь об одном постояльце: «в этом номере в 1934-м году останавливался известный американский журналист Эдгар Сноу».

Харбинский отель "Модерн" или как я искала номер Шаляпина

 

Сноу (1905-1972) был известен дружеским отношением к коммунистическому Китаю, несколькими книгами о нем и даже личным расположением Мао.

И если Федор Шаляпин, действительно, останавливался в том же номере (где-то же он останавливался, в конце концов), то это может иметь значение лишь для нас.

 

 

error
fb-share-icon
Tweet
fb-share-icon

17 комментариев

    1. На самом деле они давно уже исправляются, это еще не самый критичный перевод.

  1. Узнаю Галину! Нет бы, как все — заселилась, пожила, а потом бы тоже написала «здесь на третьем этаже жил Шаляпин». Так ведь спецоперацию там устроила)))

  2. Да уж, внесли вы смятение в наши души. Теперь тоже будем мучаться, так где же останавливался Шаляпин?)))

  3. Действительно, интересно, почему нет таблички про Шаляпина. Похоже, они его и не знают, и он им не так дорог, как их партийные деятели или кто писал про них. Обидно, если так.

    1. Возможно, вы сами ответили на вопрос. А на счет «обидно» — как посмотреть. Для нас — да. У них же другие ценности и это ведь их страна. Кто больше для нее сделал, по их мнению, тот и больше достоин таблички. Но это всего лишь моя версия.

  4. Познавательная статья. Видимо, что-то в своё время не срослось с раскруткой имени Шаляпина, а потом забылось.

    1. Вот мне кажется, что «забылось» — это первопричина. Может, поначалу вешали в отеле таблички с именами, в первую очередь» своих китайских товарищей. А сейчас, когда начали раскручивать отель как «русский бренд», уже и сами забыли про эти таблички — висят и висят себе. Как и портреты. Никто из китайцев толком и знает, кто там на них изображен 100 лет назад…

  5. Уверен, что китайцы тогда особенно не знали Шаляпина, а потом столько лет нашего разлада с Китаем сыграло свою роль. А то, что Вы стали интересоваться этой темой, то другого от Вас и не надо было ждать, Вы же не простой скучный обыватель, Вы же молодец.

    1. Судя по источникам, русское музыкальное сообщество в Хб (а оно там почти сплошь было музыкальным) начало приобщать (или допускать?) китайских граждан к своей музыке в году 40-м, а Шаляпин выступал в Харбине еще в 35-м — так что да, это тоже версия, почему его приезд не стал культовым для прошлых китайцев и не «передался» нынешним.
      Но меня удивили даже более банальные моменты — вот как можно работать в отеле (или где еще) и не знать, чьи там портреты вокруг висят. Меня бы любопытство разобрало, как минимум)))

  6. Галя, добрый день! У Вас появилась отличная заставка.
    У меня сложилось впечатление, что русское искусство нынешними китайцами более уважаемо, нежели их гражданами в начале двадцатого века. Этому есть объективные причины. Ну, скажите мне, кто будет особо уважать граждан, которые массово покидают свою несчастную страну.

    1. Святослав Сергеевич, извините, припозднилась с ответом, уезжала по делам. Насколько знаю, русские со своей культурой и искусством в начале 20 века жили обособленно от китайцев — думаю, все-таки этом основная причина. А у китайцев долгое время была только своя культура, очень отличная от нашей. Что касается сегодняшнего времени, мой китайский друг из Харбина недавно несколько раз уточнял у меня, что за певец останавливался в этом отеле, как фамилия и чем он мне так интересен. Подозреваю, теперь будет использовать эту информацию, чтобы рассказывать своим русскоговорящим туристам из России 🙂
      ПС. Я писала летом об истории харбинского оркестра, который создавали русские эмигранты, в том числе, немного там немного общей информации о культурной жизни русских того времени. Если что — https://milomalo.ru/archives/55399

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Проверка комментариев включена. Прежде чем Ваши комментарии будут опубликованы пройдет какое-то время.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.