В Китае начали активно внедряться технологии, позволяющие считывать информацию о работе мозга и определять эмоциональное состояние сотрудника – пока речь о тех, кто служит в армии, водит высокоскоростные поезда или занят на производстве, требующем высокой концентрации внимания.
Устройство представляет собой легкий беспроводной датчик, который крепится на форменной фуражке сотрудника. Датчик постоянно считывает “мозговые волны” и передает информацию компьютерам, которые используют алгоритмы искусственного интеллекта.
Программа определяет, испытывает ли сотрудник тревогу, или депрессию, или гнев.
Человек в глубоком эмоциональном состоянии может поставить под угрозу собственную безопасность или безопасность окружающих, а так же качество своей работы, подчеркивают сторонники нововведения.
Китай далеко не первая страна в мире, которая использует подобные технологии. Но пока единственная, кто внедряет их в промышленных масштабах – в армии, на заводах, в крупных госкомпаниях, чтобы “повысить конкурентоспособность своей обрабатывающей промышленности и поддерживать социальную стабильность”, пишет издание South China Morning Post.
В частности, представители завода Zhongheng Electric в Ханчжоу, выпускающего сложное оборудование для телекоммуникационного сектора, заявляют, что устройство позволяет определить, на сколько устал тот или иной рабочий, а менеджер вправе принять решение о дополнительном перерыве или вовсе отпустить сотрудника со смены.
Все вместе это значительно снижает риски производственных травм, брака и в конечном счете повышает эффективность труда.
Еще одна компания в том же городе – State Grid Zhejiang Electric Power, крупнейшая электросетевая компания в мире со штатом в 40 тысяч сотрудников, – применяет эти технологии с 2014 года. По заявлению представителя, за это время прибыль компании выросла на $315 млн.
Устройство по мониторингу мозга используют и водители высокоскоростных поездов на ветке Пекин-Шанхай, которая является одной из самых загруженных в мире.
Датчики на их форменных фуражках определяют, в том числе, уровень усталости и потери внимания. Если же устройству покажется, что водитель начинает вдруг засыпать, оно немедленно поднимет тревогу в кабине.
В будущем подобное наблюдение за эмоциональным состоянием, по всей вероятности, будет использовано и в гражданской авиации – пилота проверят еще до того, как он отправится в очередной рейс.
Тем не менее, признают эксперты, внедрение технологий далеко не однозначно. С их помощью Китай станет еще более конкурентоспособным, однако эти же технологии откроют компаниям и более широкие возможности для злоупотреблений и попыткам вторгаться в умы подчиненных.
Уже начинаю бояться Китай – распознование лиц, чтение мозга…
Что фантазировали фантасты, то все больше становится явью.
В принципе, у нас из-за усталости дальнебойщиков происходит значительное количество аварий. Но для этого во многих случаях достаточно ограничить время пребывания за рулём.
Жизнь стремительно меняется. И, что будет с теми кто отстанет в этой гонке?
Страшно в этом вопросе и за победителей, и за аутсайдеров.