Алсиб: секретный воздушный путь

МАЛОИЗВЕСТНЫЕ ФАКТЫ ВОЙНЫ

Дед моего мужа и, соответственно, отец моего свекра пропал без вести в мае 43-го.

Сколько тысяч было тогда таких, погибших в боях, похороненных в случайных могилах в перерывах между атаками…

Свекр мой в 43-м был еще совсем ребенком.

А потом прошло еще  43 года.

В 1986 году ему позвонил кто-то из друзей:

«В «Советской России» не про твоего отца написано?»

В семье все бросились искать газету.

В тот год вблизи Якутска очень сильно обмелела река Лена.

И тогда в ней обнаружились обломки военного самолета и останки экипажа.

По номерам установили фамилии погибших летчиков и теперь, через газету, разыскивали их родственников.

 

СТАЛИНСКАЯ ТРАССА 

Казалось бы, при чем тут фронтовые пилоты и глубокий тыл, каким образом военные экипажи оказались в Якутске, и что они там делали?

Судя по всему, во время войны даже не все военные летчики знали о существовании военной воздушной трассы Аляска-Сибирь (Алсиб).

Не говоря уже о гражданском населении.

Иногда, по воспоминаниям местных жителей, на их маленьких аэродромах появлялись даже иностранные пилоты.

Но их размещали отдельно, а местным давали понять: знакомство и общение тут не уместны.

Эту трассу держали в строгой секретности.

Да и в послевоенные годы никто не спешил раскрывать тайну: уже в связи с тем, что отношения с США испортились, началась затяжная холодная война.

 

Между тем, трасса предназначалась для перегонки на фронт военных самолетов, полученных по ленд-лизу из США.

Прежние пути – через Северную Атлантику, через Тихий океан и Индийский, — себя не оправдали.

Нужен был путь, на котором боевые машины оказались бы вне досягаемости немецкой армии.

И этот путь был найден: с Аляски до Красноярска, через пролив Беринга, центральные территории Чукотки, Колымы, Якутии.

Общая протяженность трассы – почти шесть с половиной тысяч километров.

Ее так же называли сталинской трассой.

 

Стенгазета перегоночного полка

 

 

 

ВСЕ ДЛЯ ФРОНТА — ВСЕ ДЛЯ ПОБЕДЫ

Началось спешное строительство авиалинии: в том числе возводились аэродромы в Алдане, Олекминске, в Якутске.

Так же строились многочисленные объекты бытового и технологического предназначения.

В общей сложности за военные годы на трассе  было отстроено и реконструировано 26 аэродромов и около 300 зданий и сооружений.

За 10 месяцев – к осени 42-го, — между Чукоткой и Красноярском заработало 16 аэродромов.

Как только что построенных, так и реконструированных.

И все это в сложных климатических условиях.

В мирное время на создание подобной трассы потребовалось бы лет пять.

 

ДОРОГА ЖИЗНИ И СМЕРТИ

Зима 42-43 в этом районе была особенно суровой: мороз перешагивал за минус шестьдесят градусов.

Были даже случаи обморожения легких.

Ампутации обмороженных пальцев в тех условиях и вовсе стали почти рядовым явлением!

…Из Фербенкса (Аляска) до Чукотки боевые самолеты гнали  американские летчики.

Дальше машины предстояло вести нашим летным экипажам.

Полеты в полярных условиях – самые сложные: плохая видимость, затруднения с передачей метеосводок, неточность карт, перепад температур по высотам, а так же слой облаков в несколько километров.

На трассе работали только асы воздушного дела.

Но даже им не удавалось избежать трагедий.

 

Потери происходили как в наших ВВС, так и у американцев.

Так, например, в один из наиболее морозных дней только от холода погибло 11 человек.

Был и такой эпизод: одна из боевых машин попала в буран возле озера Ватсон.

При падении самолета погибло два члена экипажа.

Двое оставшихся привязали лыжи к коленям, на руки одели боты и дальше стали продвигаться на четвереньках.

Их удалось обнаружить только спустя 4 дня – летчики продолжали ползти.

 

Потери несли и советские экипажи.

За все время действия трассы на нашем участке зафиксировано 279 происшествий – в т.ч. 39 катастроф.

Число погибших – 114 человек.

В их числе – дед моего мужа и прадед нашей дочери: штурман авиаэскадрильи, капитан Шевелев Василий Андреевич.

7 мая 1943 года самолет Б-25 из-за отказа двигателя при взлете с аэродрома в Якутске рухнул в реку Лену.

В первые месяцы самолет еще пытались поднять со дня — попытки не увенчались успехом и были прекращены.

 

 


Как сказано в акте специальной комиссии от 21 августа 1943 года:

«В связи с полным разрушением на отдельные части самолёта… а так же совпадением времени катастрофы с ледоходом, что усугубило его разрушение и разбрасывание отдельных деталей, быстрым течением, большим заносом внутрь частей самолёта ила и песка, невозможностью извлечения трупов… считать нецелесообразным и невозможным производить дальнейшие работы по извлечению трупов и отдельных деталей самолёта»

 

К этим работам удалось вернуться лишь спустя 43 года, когда обмелела река Лена — в 1986 году.

…В 1986 году  экипаж был торжественно захоронен на якутской земле – траурная церемония проходила в присутствии родственников.

Спустя много лет для семьи моего мужа их отец и дед перестал быть пропавшим без вести.

А мне теперь очень хочется, что бы в Якутск когда-нибудь смогла приехать и наша дочь.

И положить цветы на могилу своего прадеда.

 

Подготовлено по семейным архивам, а так же материалам сайтов http://drolder.blogspot.com, http://nashapobeda60.ru, http://ru.wikipedia.org

 

 

Прочитал сам - дай прочитать другому:
RSS
Facebook
Twitter
Google+
https://milomalo.ru/archives/5562
Follow by Email

10 комментариев

  1. Столько лет прошло, а оказывается как много мы не знаем-впервые слышу о секретном воздушном пути Алсиб…Всегда с трепетом отношусь к празднику 9 Мая,-мой дедушка прошел всю войну, был в плену,после плена дошел до Берлина,потерял первую семью…Он не любил рассказывать о войне-я его понимаю: пережить такое и остаться человеком, не сломаться, не озлобится сердцем очень сложно.Судя по нашим молодым ветеранам последующих войн, не всем это удается: найти себя в мирной жизни…

    1. Я тоже очень трепетно отношусь к этой теме. Сегодня смотрю на стариков — сердце сжимается: ни детства толком не было, ни юности, ни теперь — нормальной старости в наших условиях. Страшно подумать, что они пережили — по сути, ровесники моего ребенка. Не могу даже ее друзей представить в тех условиях. Да и не приведи Бог! // А про Алсиб я и сама с удивлением впервые узнала только из-за семейной истории мужа.

    2. ты права, Галина, обидно за наших стариков, очень…
      а факты очень интересные, я сам не знал о такой трассе

  2. Война, пожалуй, еще долго будет хранить свои секреты… А я так никогда на могиле своего погибшего дедушки в Латвии и не была… Да и мама тоже не была

  3. В этой войне еще много белых пятен. Но постепенно мы их будем открывать. Только вот погибших не вернуть. Светлая им память. Они сражались за свою землю, за свою Родину, за свои семьи. А политиков пусть судит Бог!

  4. Галина!С Днем Победы Вас и Ваших близких!Я — внучка одного из членов экипажа того самого самолета Б-25 (а не Б-2,как Вы написали) Всеволода Алексеевича Ференса.Я вместе со своими мамой,братом и другими родственниками присутствовала на захоронении останков экипажа и видела,наверно,Ваших свекра и мужа.В 1992 году на этом месте была установлена стела и мемориал памяти всех погибших перегонщиков,на плитах мемориала есть фамилии и моего дедушки и дедушки Вашего мужа.А в 2002 году в центре мемориала был установлен макет самолета «Аэрокобра».Нас на открытие мемориала уже не приглашали,я видела только его фотографии.

    1. Елена, спасибо огромное за письмо. Замечание принимается, исправлю (возможно, в запарке цифру не дописала, уже не помню сейчас). Еще раз убеждаюсь в могучей силе Интернета — уже в который раз, благодаря ему, пересекаюсь с людьми, о которых при других обстоятельствах никогда бы и не узнала. Сообщу сегодня мужу и свекрови о вашем письме (свекра уже нет, к сожалению) — им будет очень приятно. Вас тоже с прошедшим Праздником!

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.