Что удивительно: я за этим оркестром уже давно гоняюсь в Харбине, но как ни приеду туда, оркестр то по Китаю гастролирует, то в он в Японии, то в России. В итоге именно в России и поймала, да и то по чистой случайности.
О самом концерте особо говорить не буду — его надо слушать, а не пересказывать. Скажу только, что уходила под впечатлением. И не я одна — весь зал аплодировал. Стоя.
Это было мое первое знакомство с оркестром. А вот с его историей познакомилась куда раньше — отчего, собственно, и возникло настойчивое желание увидеть его и услышать»в живую». Потому что этот китайский симфонический оркестр был создан русскими в начале прошлого века — вот какой у него возраст и какие корни. И это был самый первый симфонический оркестр во всем Китае, прожившего к тому времени долгие столетия в закрытом режиме от западной части мира и ее культуры.
Точка отсчета
Годом рождения оркестра считается 1908-й — к тому времени уже 10 лет существует Харбин, созданный русскими с началом строительство Китайской Восточной железной дороги (КВЖД).
В город съезжается все больше и больше иностранцев — сперва это российские специалисты с семьями, затем здесь начали оседать представители других стран. Кроме возводимых больниц, магазинов, школ появляется и необходимость в культурной жизни.
Так впервые в Харбине появляется симфонический оркестр — тогда он назывался «Симфоническим оркестром управления КВЖД». Как пишут источники, первые годы он состоял из полупрофессионалов. И кроме музыкантов в него входили инструменталисты и вокалисты.
Новой точкой отсчета в его биографии становятся послереволюционные годы в России — оттуда в Харбин уезжает много известных российских музыкантов, у многих есть мировое признание. У оркестра начинается профессиональный взлет.
К середине 20-х коллектив приобретает огромную популярность. Дирижера Эммануила Меттера (в свое время его учителями были Римский-Корсаков и Александр Глазунов) и 30 оркестрантов приглашают в Японию для создания оркестра при дворе японского императора.
Уехавшего Меттера сменил за дирижерским пультом скрипач Слуцкий, не уронивший «знамя» предшественника. Коллектив теперь постоянно приглашают на харбинское радио, а в 1928 году оркестр получает предложение от старейшей в мире американской компании звукозаписи Columbia Records.
Годом ранее — в год столетия со дня смерти Бетховена, — оркестр впервые исполнил его 9-ю симфонию. В финале пел хор Большого театра СССР, специально для этого прибывший в Харбин из России.
Распад и возрождение
Позднее оркестр пережил немало трудных времен — с приходом японцев массовый отъезд русских из Харбина, распад и новое возрождение, контроль японского военного правительства (которое, к слову сказать, при всем своем контроле в общем-то даже поддерживало работу коллектива).
В 30-х годах в коллективе выступают музыканты из США, Польши, Литвы, Германии, Чехии и других стран. По-прежнему исполняются лучшие произведения мировой классики.
У оркестра теперь есть постоянная площадка — Клуб КВЖД, концерты становятся регулярными.
В Харбине даже появляется Харбинское симфоническое общество (ХСО). Его задачей являлось «духовное сплочение общества и его культурное развитие». Под этим флагом объединились опера, оперетта, оркестры и хоры. В январе 1938 проходит заседание Общества, где собравшиеся пытаются найти «пути решения основных проблем, связанных с развитием симфонического искусства».
Заседание проходит в отеле Модерн, что вполне логично: его владелец Иосиф Каспе — выходец из России, меценат и вообще огромный поклонник сценического искусства.
Харбинский отель «Модерн» или как я искала номер Шаляпина
В числе обсуждений — вопрос об открытии Клуба симфонической музыки. Его члены платят регулярные взносы и получают абонементы со скидкой. В 40-м начинает выходить журнал «Харбинский симфонический оркестр» — в нем публикуются новости о концертных событиях в Европе, а так же анонсы предстоящих выступлений.
Годом позже решается вопрос о приеме в Клуб китайских граждан, а печатные материалы начинают выходить на двух языках.
К 1943 году симфоническое искусство приобретает все большую популярность среди китайского населения, а членство Клуба разрастается до 100 человек.
Опять закрытие, опять новая жизнь
15 августа 1945 оркестр дал свой последний концерт. И так же 15 августа 1945 император Японии заявил по национальному радио, что страна прекращает войну и принимает условия Потсдамской декларации о безоговорочной капитуляции.
Так совпало.
19 августа в Харбин вошли советские войска, помогавшие Китаю в войне с Японией. В городе начинает действовать временная советская военная администрация.
Симфоническое общество ликвидировано.
Однако в 1949 — в год основания коммунистического Китая, — харбинский оркестр получает очередное новое рождение. Только теперь в него входят китайские музыканты — ученики своих предшественников, а в последствии и те, кто получил музыкальное образование в СССР.
В 1957 появляется симфонический оркестр театра песни и пляски провинции Хэйлунцзян, созданный уже из двух существовавших к тому времени коллективов — ансамбля песни и пляски Харбина и Хэйлунцзянского ансамбля песни и пляски.
В репертуаре Бетховен, Шуберт, Чайковский и другие композиторы мировой классики (пока мне не очень понятно, каким боком тут «песни и пляски», но для Китая нет ничего невозможного). Исполняются и произведения китайских композиторов.
Позднее были и другие реорганизации, но суть теперь даже не в этом.
Суть в том, что музыкальные традиции и любовь к шедеврам западной симфонической музыки, заложенные в Харбине более 100 лет назад русскими эмигрантами, не только пережили целые поколения, их драматическую и порой трагическую историю, радикально меняющиеся политические устои и даже как-то выжили в китайскую культурную революцию, но и глубоко проросли корнями в китайской культуре.
Сами китайцы оказались очень восприимчивы к западной классике и симфонической музыке. Даже в селе создаются и успешно работают музыкальные коллективы из простых жителей, как минимум один из таких сельских оркестров вообще вышел на международный уровень.
Как сельский оркестр в Китае дошел до мировых сцен
В Харбине же в числе музыкальных коллективов успешно работают Харбинский симфонический оркестр и Хэйлунцзянский симфонический оркестр театра оперы и балета — оба считаются ведущими коллективами страны, неся в массы и западную классику, и национальные ноты современного Китая.
Кстати, нынешний художественный руководитель и дирижер Хэйлунцзянского симфонического оркестра — Фейху Цзяо , — больше 20 лет прожил в Москве (с очень раннего детства), закончил московскую консерваторию как пианист и как дирижер.
И по-русски говорит так правильно и красиво, как сегодня, к сожалению, услышишь не от каждого русского.
В современном китайском оркестре, бывшим когда-то русским, продолжает жить русский дух.
Использованы источники: Luo Zhihui «The story of the Harbin Symphony orchestra»; Г.Дивеева «Харбинский симфонический оркестр: к проблеме влияния русской эмиграции на историю музыкальной культуры Китая»; Г.Мелихов «Белый Харбин: середина 20-х».
Изумительная история, читал с огромным интересом.
Да, наши русские эмигранты много достойного привнесли в культуру других стран. Не знал этой истории, но она тому ещё одно подтверждение.
Вспомнилось четверостишье, которое у вас же на сайте и прочитал давно (оно мне тогда и запомнилось сразу) — «не сломала судьба нас, не выгнула, хоть пригнула до самой земли. А за то, что нас родина выгнала, мы по свету ее разнесли».
Да, это стихи Алексея Ачаира, бывшего российского эмигранта, причем, жившего в Харбине (но после войны сосланного в СССР). Я сама их запомнила с первого прочтения, настолько они точны!
Какая же насыщенная культурой была жизнь! Читаю и не перестаю поражаться. Приехали в чужой край, вдали от родины, и так обустроили свою жизнь — оркестр, опера, концерты, симфонические клубы и общества…
Это на самом деле поражает, есть чему позавидовать.
Какой у этого дирижёра офигенный тембр и реально красивая речь! Даже если бы он просто говорил и говорил вместо концерта, я бы все равно получила огромное удовольствие!
Я бы тоже))