Очень надеюсь, что когда-нибудь нам расскажут, как делали олимпийский Факел для нашей Олимпиады, кто и как трудился над его созданием. Ну, а пока хочу рассказать о том, как работали над Факелом китайской Олимпиады-2008 и с какими инженерными трудностями пришлось столкнуться его разработчикам. Просто для того, чтобы убедиться: на самом деле, непростое это дело – Олимпийские Факелы создавать.
Итак, 8 августа 2008 года в 8.08 вечера в пекинское небо взметнулись миллионы фейерверков.
Для гостей, участников, зрителей на трибунах начинался огромный праздник – Церемония открытия Олимпийских игр.
В это же время несколько человек переживали невероятное напряжение, вскоре им предстояло самое настоящее испытание: вот-вот должна была начаться церемония зажжения Олимпийского огня.
– Говорят, что удачная церемония Открытия – это уже половина успеха, – рассказывал потом главный постановщик церемоний Открытия и Закрытия Олимпиады Чжан Имоу, известный кинорежиссер с мировым именем, – А я от себя добавил, что церемония зажжения Факела – вот половина успеха. И все со мной согласились…
И – вот оно: гимнаст Ли Нин, в прошлом 3-х кратный чемпион Олимпийских игр, с горящим факелом в руках взмыл к куполу стадиона.
Стоящим внизу на какое-то время могло показаться, что Факел затух.
10 секунд на огромных экранах не было видно пламени.
У ответственных за эту церемонию перехватило дыхание.
– Как же мы перепугались, не увидев горящего факела, – рассказывала одна из организаторов, – Мы стали молиться: “Только не гасни, ТОЛЬКО НЕ ГАСНИ!!!”
В этот момент, кроме самого Ли Нина, лишь один человек знал наверняка, потух Факел или нет.
Это был Хуан Цицзюнь – человек, который в течение долго времени создавал его.
– Все это время я про себя улыбался, – вспоминал он, – Произведенный эффект был похож на театральную паузу, которая держала всех в напряжении.
Но вот пламя вновь заколыхалось на экране.
Многие зрители этой паузы даже не заметили – на нее обратили внимание только организаторы.
Ведь все это время они смотрели ТОЛЬКО на Факел.
И в тот момент еще не знали, был ли это сбой, который чудом удалось предотвратить, или что-то другое…
Сегодня о своей работе над созданием Факела Хуан Цицзюнь говорит совершенно спокойно, почти обыденно.
Однако в 2008, когда лишь предстояло еще ею заняться, его ждали серьезные испытания.
На конкурсе из 817 представленных проектов был выбран проект китайской компании “Lenovo”.
На нем Факел был изображен в виде традиционного китайского свитка.
Каркас не позволял никаких вставок и спаек. Кроме того, он имел дугообразную форму. Современные технологии не позволяли металлу придавать такую форму.
– Я сразу же понял, что разработчик проекта никогда не имел дела с металлом, не понимал особенности работы с ним. Как можно сделать из него сферический ассиметричный предмет, который, к тому же, еще и не вылить из пресс-формы?!
Хуан Цицзюню дали 28 дней, чтобы по утвержденному проекту представить уже готовый образец.
– Факел был совершенно особенным – как в поперечном сечении, так и в продольном. Еще и имел изогнутую форму каркаса. Нам предстояла работа высокой сложности, состоящая из более 20 этапов.
После термообработки под высоким давлением Факел приобрел необходимую выпуклую форму.
После чего на нем стали гравировать узор облаков.
Однако самое главное было еще впереди: как сделать, чтобы Факел не гас во время прохождения олимпийской Эстафеты?
Факельная Эстафета стала обязательной частью Олимпийской программы после Олимпиады в Берлине 1936 г.
Факелы тех лет в техническом исполнении оставляли желать лучшего: за ними тянулся хвост дыма, а самое главное – огонь гас при любых неблагоприятных условиях.
Дождь, ветер, даже быстрый бег факелоносца могли загасить пламя.
– Коэффициент затухания всегда оставался высоким, – рассказывает Е Цяобо, эксперт Центра по проведению олимпийской Эстафеты, – В истории Эстафеты был случай, когда в Монреале в 1976 году потухший факел один из организаторов поджег зажигалкой. Тогда очень многие были возмущены, это было неуважением к Олимпийскому факелу: этот огонь затушили и подожгли заново от резервной копии. Мы не могли допустить ничего подобного.
В процессе испытания допустимо погашение одного факела из 100.
Команда, работавшая под руководством Хуан Цицзюнь, поставили себе задачу свести вероятность погашения к ничтожному минимуму.
Но огонь иногда гас вообще без видимого повода.
– В конце концов, мы выявили нарушение “дыхательной” функции факела: иногда отработанный газ просто не находил выхода. Мы ведь знаем, что горючее поддерживается за счет кислорода. Он поступал сверху, а в это же время вверх выходил теплый пар. И это увеличивало риск погашения пламени.
Всего-то и требовалось для решения проблемы – решить вопрос пополнения факела кислородом.
Однако КАК это сделать, не испортив внешний вид?
Все гениальное оказалось, как всегда, просто.
Нужное решение Хуан Цицзюню подсказала обычная газовая конфорка.
Хуан Цицзюнь предложил проколоть факел по линиям узора.
В итоге вручную было нанесено 430 тонких отверстий – это позволило Факелу “задышать”.
Как позднее признавался автор идеи, они положились на везение.
Тем более, что на расстоянии сделанные отверстия не были заметны и не попадали в кадр.
Ведь менять что-либо в дизайне было уже поздно – дизайн давно обнародован.
А спустя короткое время, разработчики и сами не представляли свое детище без этих отверстий
Эти отверстия, на их взгляд, даже придавали Факелу особый шарм.
При испытаниях на открытом воздухе обнаружилась уже другая проблема: если Факел горел продолжительное время, нагревалась его рукоятка.
Чтобы проверить безопасность, на него направили большой вентилятор, а на рукоятку закрепили датчик для измерения температуры.
Через несколько минут верхняя часть Факела отлетела вверх на несколько метров.
Перед группой встала задача: выявить любые возможные проблемы, которые могли бы возникнуть уже во время прохождения Эстафеты.
В первую очередь, связанные именно с безопасностью.
– По первоначальному проекту воздух поступал снизу и проходил в емкость с газом, нагревая ее. Именно это и стало причиной взрыва.
Над проблемой продолжали работать.
Продолжались и испытания.
Когда надвигались тайфуны и народ спешил укрыться в безопасное место, испытатели же мчались к морю с зажженными факелами в в руках – так проверялась их ветроустойчивость.
Факел держали и под проливным дождем, и на полной скорость мчали его на мотоцикле.
27 февраля 2008 года, ровно в полночь, в Пекин были отправлены первые 16 тысяч 300 Факелов “Облако надежды”.
24 марта того же года в Афинах состоится Церемония передачи Олимпийского огня и начнется кругосветная факельная Эстафета.
Однако испытания для самого Факела и тех, кто создавал его, на этом еще не закончатся.
По материалам канала CCTV
А, действительно, интересно было бы узнать, как наш разрабатывали. С нетерпением жду продолжения )))
А мне в принципе оказался интересен процесс, даже не задумывался раньше. Тоже жду продолжения.
Мне тоже процесс показался интересным.
Да уж, если представить: тысячи людей, весь мир на тебя смотрит, у всех праздник, а хозяевам не до праздника. Можно понять их волнения и страхи – вдруг что не так! ))
И так всегда, даже на домашнем празднике: все веселятся, а ты “работаешь” )))
У каждой Олимпиады свои факелы и своя история создания и пришлось немало потрудится инженерам и разработчикам наверное, чтобы все было как хотелось.
Иногда даже не подозреваешь, насколько интересной может оказаться история какой-нибудь даже мелкой обыденной детальки. Факелы, конечно, не “мелкие-обыденные”, но я до сих пор как-то не задумывалась, что ведь и у них история ого-го и у каждого своя )))
Церемонии открытия и закрытия пекинской Олимпиады были настолько зрелищными, что я до сих пор помню свои впечатления – от экранов невозможно было оторваться. Действительно, потрясающее зрелище. Помню, как Ли Нин поднимался в воздух – когда показывали его тень на большом экране, казалось, будто человек и впрямь бежит по воздуху на огромной высоте. 10 секунд, о которых идет речь, я тоже не заметил – наверное, захватила сама картинка.
Открытие – да, классное было. Тоже его помню.
Похоже наши так не заморачивались с изготовлением факелов, т.к. они постоянно тухнут
Не хотелось бы мне обижаться на наших конструкторов – все ж, сколько их в нашей стране замечательных. Может, при изготовлении напортачили – если уж “Протон” кувалдой собирали…
А у нас, интересно, затушили тот факел, который был зажигалкой зажжен?
со стороны всегда все кажется так легко и красиво, а за этой легкостью стоит нелегкий труд настоящих мастеров, твит )
И ведь так почти всегда (это я о красивой и легкой стороне и ее оборотной части).
Люди серьёзно подошли к разработке. Наш факел сколько раз погасал? А потом наверно вообще перестали об этом писать… Ну так получилось…
В нашем городе тоже, к сожалению, не обошлось. Сперва не могли его зажечь, когда из поезда вынесли, а потом еще по ходу пару раз затух…
Хотелось бы и про создание нашего факела прочесть все в подробностях. Только сомневаюсь, что можно раздобыть такую информацию
Может, все же расскажут когда-нибудь – какие уж тут секреты могут быть? Возникло бы желание…
Мне давно понятно, что факел – это сложный механизм, создать его не просто.
У вас профессия и склад ума технический. Я как-то раньше, в основном, на внешнюю сторону обращала внимание ))
спасибо за интересный рассказ!
Надеюсь, что его окончание тоже интересно ))
Технологии меняются факел становится всё универсальней.
Это – да, век технологий не может обойти и Факел. Если сравнивать с самыми первыми экземплярами 30-х годов – какой прогресс колоссальный! )))
Вот что значит люди с душой и ответственность подошли к возложенной на них задаче, мне всегда интересно читать о людях, которые решают казалось бы неразрешимые проблемы