Крит на колесах: Кносский дворец или почему камни молчали

Крит на колесах: Кносский дворец или почему камни молчали

Как хотите, а я почти верю, что камни способны передавать какую-либо информацию — ты ее не слышишь, но чувствуешь кожей, когда есть что чувствовать. Во всяком случае со мной так часто бывало. А тут как ни старалась — глухо.

В общем, это 13-й полноценный день нашего пребывания на Крите и 14-й вместе с днем прибытия. И еще мне надоело писать длинные заголовки типа «Крит на колесах с севера на юг и с востока на запад: день такой-то…», хотя заголовок все равно получился длинный.

Упс…

Короче говоря, накануне вернувшись под ночь из Санторини в Ретимно, уже спозаранку (на этот раз хотя бы не в 5 утра, а в 6), выезжаем еще на одну групповую экскурсию — в Кносский дворец. Опять на колесах, хоть и не на своих.

Ехала в большом предвкушении, еще бы — такой пласт истории, такая глыба! В том числе образец высшей инженерной мысли времен минойской цивилизации — многие технические достижения тех времен человечеству придется потом еще долгие тысячелетия изобретать заново. В частности, многоэтажное строительство, освещение домов и улиц. А водопровод и канализацию во многих наших деревнях так и по сей день не «изобрели» — у минойцев все это было еще до нашей эры.

На деле оказалось все не так, как я себе рисовала.

Начну опять с гида. На сей раз была вполне вменяемая гречанка средних лет, но как и в случае с Санторини экскурсия велась одновременно для двух групп — русскоязычной и англоязычной. Причем, уже одним гидом: у каждого объекта она сперва рассказывала на одном языке, потом на другом.

Крит на колесах: Кносский дворец или почему камни молчали

При этом по-русски гречанка говорила неплохо (по ее словам, выучила его за год), но на английском гораздо лучше.

Все это очень тормозило процесс — каждой из двух наших групп приходилось ждать, пока гид закончит рассказ для одних, а потом начнет все заново уже для других. С учетом, что территория комплекса очень большая и объектов много, все это постепенно начинало действовать на нервы и убивать первоначальное воодушевление.

Теперь про те самые камни и ощущения. Все ждала, когда же меня хоть что-нибудь здесь торкнет. Уже пыталась объяснить это и тем, что у меня чувства совсем атрофировались, и палящим солнцем, и множеством туристов.

Крит на колесах: Кносский дворец или почему камни молчали

Хотя, забегая вперед, замечу: спустя несколько дней, уже в Афинах, на подъеме к Акрополю меня накрыло. Здесь — нет. Хотя жарко в Афинах было не меньше, а туристов в несколько раз больше. Ну и, к слову, к Акрополю мы уже шли без всяких групп и гидов.

В Кносском дворце почти все новодел — возможно, причина в этом. Английский историк и археолог Артур Эдванс, на собственные средства проводивший в начале ХХ века раскопки древнего города Кносс, реконструировал Кносский дворец во многом в соответствии со своими убеждениями (религиозными и научными), своими же представлениями и личными гипотезами.

Крит на колесах: Кносский дворец или почему камни молчали
Крит на колесах: Кносский дворец или почему камни молчали

Кроме того, при воссоздании верхних этажей Эванс использовал железобетон — для прочности новых конструкций (особенно с угрозой разрушения от землетрясения). Тот же материал был целиком использован и в Тронном зале.

Крит на колесах: Кносский дворец или почему камни молчали

Более поздние исследователи так же утверждают, что часть фресок почти целиком написаны самим Эвансом и работавшими с ним художниками (кстати, в Кносском дворце вообще все фрески являются копиями — оригиналы находятся в музее Ираклиона).

Это я в самых общих чертах, вообще же у специалистов — как его времени, так .и нашего, — много претензий к Эдвансу, и кому действительно интересно, найдет и прочтет детально. При этом не отрицается и вклад Эдванса как «первооткрывателя минойской цивилизации», а на территории нынешнего дворцового комплекса установлен его бронзовый бюст — греки достаточно искренне чтят память англичанина.

Так что при всем своем не слишком большом воодушевлении от посещения я бы все же не стала утверждать, что нынешний Кносский дворец ничего не значит и это всего лишь «распиаренное место» и «выкачивание денег из туристов» (читала в некоторых отзывах).

Туристов здесь и вправду всегда очень много и многим, как они говорят, нравится — есть возможность хотя бы приблизительно представить, как это могло выглядеть задолго до нашей эры. Думаю, по возможности хотя бы раз прийти сюда действительно стоит (желательно с хорошим гидом, у которого бы у самого глаза горели). Как минимум, чтобы получить собственное впечатление. А споры оставить ученым.

Почти в тему:

Великая китайская стена и ее проблемы

4 комментария

  1. Я тоже верю, что камни «передают». Не знаю как, но когда приезжаешь в реальную старину, начинаешь чувствовать трепет. А когда реконструкция — не реставрация, а реконструкция — ничего((

  2. Столько разных отзывов читал…Я бы, наверное, все равно поехал — лучше создать собственное впечатление, вы правы.

  3. Не был, поэтому сказать ничего не могу. А вот про изобретение канализации до нашей эры и сегодняшние наши деревни замечание на 100 баллов. В точку!

  4. Были, в общем и целом понравилось. Правда, ездили сами без группы и гида, постаравшись проштудировать материал. Иногда по ходу движения «присоседивались» к какой-нибудь группе — если сами не могли разобраться, что за объект, — и шли дальше))

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Проверка комментариев включена. Прежде чем Ваши комментарии будут опубликованы пройдет какое-то время.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.