Когда-то этот примечательный Собор находился почти на краю города. Но Нью-Йорк так стремительно разрастался, что вскоре он оказался в самом центре Манхеттена, минутах в семи ходьбы от нашего отеля. Естественно, мы туда тоже заглянули, попав в Нью-Йорк. В первый же вечер.
По сути, это такой же яркий символ Нью-Йорка, как, скажем, Бруклинский мост,
Их, кстати, даже строили, практически, в одно время.
Кроме того, это еще и один из самых больших католических храмов США, построенный в стиле неоготики.
Если вообще не самый-самый.
Автор проекта — молодой американский инженер Джеймс Ренвик.
В Энциклопедии американской архитектуры он назван самым успешным архитектором 19 века.
Но о нем чуть позже.
...Решение о строительстве Собора было принято в 1850 году.
В обсуждении проекта принимали участие католический архиепископ Нью-Йорка Джон Хьюгес и друг Ренвика — архитектор Уильям Родрике.
Споры и создание эскизов заняли в общей сложности шесть лет.
И лишь в марте 1859 года с Ренвиком был подписан контракт.
Контрактом оговаривались и сроки возведения Собора — в течение 8 лет.
Однако спустя два года, в 1861-м, началась Гражданская война, которая внесла свои коррективы.
А в 66-м часть недостроенного Собора уничтожил случившийся пожар.
В конечном итоге, торжественное освящение состоялось лишь в мае 1879 года.
Собор построен в форме латинского креста.
Его ширина 82 метра, длина — 122.
По сути, тянется на целый квартал.
Выстроен из кирпича, который ввиду огромных размеров здания, придавал ему необходимую прочность.
Облицован мрамором.
Уже в начале ХХ века — в 1927-31, — была проведена масштабная реконструкция Собора.
Тогда же здесь был установлен новый большой орган.
А в 45-м подверглись реставрации и частичному изменению и фасады храма.
На реконструкцию ушло более $ 3 миллионов.
Впрочем, Собор представляет не только архитектурную ценность, но и художественную.
В частности, алтари Святого Михаила и Святого Людовика — дело рук ювелирной фирмы Тиффани.
Алтарь Святой Елизаветы — фирмы Паоло Медичи.
В Соборе так же находятся 14 полотен живописи с изображениями 14 стояний Крестного пути.
На известной Всемирной выставке в Чикаго, проходившей в 1893 году по случаю 400-летия открытия Америки, эти полотна получили первую премию.
Не удивительно, что Собор Святого Патрика, ставший не только достопримечательностью Нью-Йорка, но и США в целом, привлекает множество людей.
В 1964 его посетил римский папа Павел Vl, а в 1979 — Павел II.
Кроме паломников, сюда постоянно идут и идут туристы.
В год через этот Собор проходит более трех миллионов человек.
Одновременно он может вместить почти две с половиной тысячи.
ДЖЕЙМС РЕНВИК (1818-1895) — автор проекта Собора Св.Патрика
Ему было чуть более 30, когда взялся за этот масштабный проект.
Сын очень богатых родителей, он вообще оказался из молодых да ранний.
В лучшем смысле.
Инженерному делу начал обучаться еще с 12 лет и закончил в 1836 году — когда исполнилось 18.
Кстати, его отец — инженер, архитектор и профессор естественной философии в Колумбийском колледже.
Инженерами были и оба брата.
Сам Ренвик-младший, получив инженерное образование, не был профессиональным архитектором.
Но очень любил искусство, изучал средневековую архитектуру и ее историю, много путешествовал, не только познавая мир, но и пополняя багаж знаний.
В итоге был очень быстро замечен, ему удавалось выигрывать самые крупные конкурсы на архитектурные проекты.
К тому моменту, как возникла идея о создании Собора Святого Патрика, в архитектурном послужном списке Ренвика уже были такие известные объекты, как Церковь Благодати и Епископальная Церковь в Нью-Йорке, в 1846 — выигранный конкурс на дизайн одного из Смитсоновских Институтов в Вашингтоне, и ряд других.
В общем и целом, по проектам Ренвика было построено еще несколько храмов, банков, больниц, особняков, так же художественная галлерея в том же Смитсоновском Институте, здание нью-йоркской публичной библиотеки.
Даже первоначальный фасад нью-йоркской фондовой биржи возводился по его проекту.
И все же, даже на таком внушительном фоне, именно Собор Святого Патрика считается его самым лучшим и известным архитектурным детищем.
О ХРАМАХ ВАШИНГТОНА — читать ЗДЕСЬ
Впечатляет своей масштабностью. И как-то чувствуется… воздуха внутри очень много.
Католические церкви помпезны своей архитектурой. но достаточно скромны убранством внутри. Наши внутри все блестят золотом.
Да, по сравнению с нашими церквями, католические действительно очень скромные — не раз наблюдала это в Европе. А снаружи мне собор понравился.. да еще и как он выделяется на фоне современных зданий.. хотя они. как по мне, его портят((
Ну, а куда ж деваться от урбанизации )))
Красота какая! Мне кажется, что готика — это вызов современной архитектуре. Так и хочется сказать: учитесь, как надо строить. Все ажурное, воздушное.
Мне тоже готические, а еще больше неоготические стили нравятся. Может, еще связано с детскими книжными ассоциациями про дворцы и замки. В любом случае, у них есть свое лицо в отличие от многих современных построек.)))
Совершенно верно. Свое лицо. Современные здания в большинстве своем безликие.
wow!!! Вот это МОЩЬ! Была в соборе св. Вита в Праге, св. Стефана в Вене, но этот……..
А орган действующий?
Если не ошибаюсь, в таких храмах везде органы действующие — звучат во время больших служб. Очень хотелось бы послушать — млею перед органной музыкой, но «живьем» слышать не доводилось.
Живьем органная музыка под стать тем храмам — оч. вязкая, мощная и довольна тяжелая, куда уж лучше камерная или в ансамбле каких-либо инструментов.
Фотографии очень впечатляют. Представляю, какие эмоции вызывает посещение в реальной жизни этого храма, какая там энергетика
Да, Свет, энергетика там ощущается. И еще какое-то двойственное ощущение: с одной стороны, торжественность, с другой — душевный простор, ничего не давит…
Галина собор впечатляет. Мне приходилось бывать в самых крупных соборах Европы: Польши, Чехословакии, Германии, Испании, Франции. В Германии в небольших городах, в храмах впереди каждой скамьи приделаны ящички, закрывающиеся на маленький ключик, которым паства закрывает свои ящички с библиями. На колоннах вывешиваются номера псалмов, которые будут исполняться в этот день. Особенно набожная публика в Польше. Правда в Ченстохове в Соборе, при открытии иконы Матки-Боски, по динамикам предупреждают, что бы молящиеся берегли карманы.
И ещё. Во сколько бы у нас обошлась подобная реставрация. В Америке на эти средства построили бы ещё один такой же.
В американских храмах, куда я заходила, Библии лежали или на скамейках, или в «кармашках» на спинке переднего сидения. Вообще, удобно, конечно. Кстати, Библии всегда были и в каждом нашем отеле — в прикроватной тумбочке в обязательном порядке.
Очень красивый собор и удивительно, что его создал такой относительно молодой человек. И как все-таки порой неожиданно все развивается — я о том, что раньше собор находился на окраине города, а теперь застроен небоскребами со всех сторон. Интересная у нас жизнь )))
Ну, да: жизнь в развитии.))) Это я, Лен, еще забыла написать, что в свое время Собор вместе со шпилями был одним из самых высоких построек в Нью-Йорке. А теперь в окружении небоскребов кажется совсем маленьким, хотя на деле совсем не так.
Это да ))) Просто смотря с чем сравнивать! )))
грандиозное сооружение, вот только верующих маловато, думаю больше любителей архитектуры
Олег, думаю, это туристы, даже если и верующие. я вот сейчас тщетно пытаюсь вспомнить, была ли там вообще служба в тот момент. Но в Вашингтонском Храме оказались как раз во время службы. Однако прихожан тоже с виду казалось очень мало — именно потому, что сооружения грандиозные — представьте, залы, где больше 2 тысяч мест! Насколько знаю, полностью занятыми народом они бывают только по очень большим событиям и праздникам.