Решиться проехать десять часов стоя (!) в китайском вагоне можно лишь по двум причинам: из соображений жесткой экономии или в канун китайского Нового года, когда купить хотя бы «стоячий» билет — уже за счастье.
Воображение рисовало ужасающие картины — как можно выдержать поездку, простояв на ногах десять часов в битком забитом китайском вагоне.
Но не так страшен черт, как опять предвиделось.
Догадались заранее приобрести складные стульчики и — заскочить в вагон в числе первых, чтобы эти стульчики пристроить в наиболее удобном месте.
Пардон, наиболее удобное оказалось неподалёку от туалета — заканчиваются ряды кресел и пространство немного шире.
К слову, со стульями и табуретами здесь оказались все. Кому не досталось место у стенки, располагались в проходе, но всю дорогу то и дело подскакивали, чтобы кому-нибудь дать пройти.
Те, кому не досталось место даже в проходе или тамбуре, вынуждены были и впрямь ехать стоя, как в обычном автобусе.
Конечно, некомфортно.
Конечно, тесно, безумно жарко и душно.
Конечно, шумно — китайцы галдят непрестанно, — и все пропитано запахами китайской лапши, специй и крепкого китайского табака.
Конечно, китайцам не сидится на месте — они толпами снуют туда-сюда по забитому вагону, то и дело ударяя тебя локтями (но всякий раз извиняются).
И при этом для моего российского ума все как-то непостижимо мирно и благожелательно.
Вот какой-нибудь счастливчик, сумевший купить билет с местом, встаёт и предлагает стоящему пассажиру немного посидеть в его мягком кресле.
Вот китаянка идёт в санузел помыть фрукты и застаёт там другую пассажирку, спящую прямо на раковине. Осторожно будит, а затем в качестве компенсации (за что?!) угощает яблоком.
Кто-то рядом утешает таких же замученных странников — мол, у нас ещё ничего, терпимо, а вот в соседнем вагоне и вовсе сидят на головах друг друга.
Двум единственным иностранкам в этом вагоне все очень сочувствуют — типа, надо было вам ехать 28 или 29-го.
Потому что в первые пару дней китайского Нового года редкий китаец вздумает куда-то отправиться.
Но что поделаешь, если двум иностранкам приспичило ехать в самые пиковые дни — за два дня до празднования в Китае Нового года!
В этом году он наступает в ночь на 28 января.
Ежегодная охота за билетами
Охота за билетами на китайские предновогодние дни разворачивается ещё в декабре и выливается в лихорадку: вот-вот откроют продажу на нужные вам дни…
Вот продажу открыли, но упорно не открывается сайт…
Вот вам открылся сайт, но уже нет билетов. Разве что в том самом стоячем вагоне, если повезёт.
Что творится в этот момент у вокзальных касс — лучше вообще не думать.
Время приезжать и время возвращаться
Транспортный коллапс в Китае начинается уже недели за две до их Нового года — по всей стране идёт массовое возвращение «блудных сынов» к семейному очагу.
Они миллионами трудились весь год где-то вдали от родных мест (а порой даже вдали от своей страны), столько же не видя родителей и детей — теперь теми же миллионами спешат к празднику домой всеми возможными транспортными средствами.
Небольшое затишье наступит лишь на 2-3 дня — когда основная часть доберётся до дома, примется праздновать непосредственно Новый год и бродить с поздравлениями по соседям.
Вся остальная жизнь остановится: большинство предприятий встанут колом, банки закроются, многочисленные кафешки, лавки и магазины (за исключением, может, крупных маркетов) несколько дней не будут подавать признаков жизни.
Все ушли на фронт.
Разъехались или разошлись по домам.
Дня через три Китай оживает и начинается вторая дорожная лихорадка: многочисленная китайская рать либо начинает потихоньку выдвигаться в обратный путь, либо бросается в путешествия, пользуясь случаем.
Случай — это недельные каникулы, которые большинству заменяют полноценный отпуск.
Но растянется все это ещё недели на две.
Т.е., в реальности новогодняя катавасия в Китае длится не меньше месяца.
Почему зарубежные партнёры боятся Нового Года в Китае
Новогодние праздники в Китае порой выливаются в головную боль для многих иностранных партнёров, ведущих дела с китайскими предприятиями.
И боль эта тоже может растянуться на месяц.
Читала, по статистике основной объём брака на заводах Китая приходится на последние две недели до Нового года и на первые две недели после него.
В первом случае это объясняется спешкой — рабочие торопятся выполнить и отгрузить до праздников максимальное число заказов.
Что не успеют, то зависнет на все время праздничных китайских каникул.
Во втором — уже нехваткой самих рабочих.
Феномен заключается в том, что даже при очень весомом переизбытке рабочей силы в этой стране немалая часть тружеников, свалив на заслуженные каникулы, уже и не думает возвращаться обратно по их окончании.
Другими словами, эти самые труженики отправляются куда-то ещё в поисках куда более лучшей для себя доли.
И, похоже, в подавляющм большинстве случаев ее находят, раз уж не бояться послать подальше прежнее место своей работы — не в пример нам.
Ну, а там, в свою очередь, пока наберут новых, пока сориентируют на местности — глядишь, ещё прошла неделя-другая…
Новый год, который отмечают не только китайцы
Его празднуют японцы, корейцы, монголы и ещё множество людей по всему миру.
Говорят, 1/5 населения всего мира.
Так уж сложилось, что даже мы отмечаем его с семьёй, наверное, лет десять и только затем убираем, наконец, изрядно надоевшую елку.
Не знаю, с чего это нас в своё время накрыло, но — факт.
И уж, по крайней мере, вижу в этом куда больше смысла, чем празднование Старого-Нового года.
Так что с приходом вас всех Года Огненного Петуха (главное, пусть он будет не слишком воинственным).
В пятницу 27 января Обезьяна спешно сдавала свои дела.
Галя!!! Что у тебя с сайтом?! Он то появляется, то исчезает, блиииин. И попутно второй вопрос: судя по статье, тебя опять понесло куда-то?)))
С сайтом просто какая-то эпидемия, нет слов…(((
С интересом ознакомился с китайской традицией встречи Нового года. Интересно стало: уезжают ли на родину те, что работают у нас?
Вспомнил, как везли нас на службу 5 суток на Дальний Восток в переполненном вагоне. Часть людей спали на полу.
P.S. Несколько раз не мог попасть на сайт.
Миша, мне кажется, «ваши» тоже должны уезжать — хотя бы часть. А с сайтом, боюсь, проблемы ещё не закончились(((
Вот это экстрим!Наверно чтоб почувствовать вкус жизни, стоит один раз так съездить.
Сергей, специально для остроты ощущений такой экстрим утомителен, но коль уж случится — тоже пойдёт в копилку воспоминаний )))