Если вас занесет в аэропорт Гонконга даже транзитом на пару часов — проникнетесь моментом: вы находитесь в уникальном месте. Аэропорт Чхеклапкок — один из самых дорогостоящих, сложных и невероятно смелых проектов в истории строительства ХХ века. Чем и вошел в летопись.
Итак, конец 80-х прошлого века.
Гонконг — один из богатейших и развитых городов мира, — становится заложником своего маленького устаревшего аэропорта.
Во-первых, существующий аэропорт Каи Так с ростом города оказывается почти в самом его центре.
Каждые взлет-посадка происходят с невероятным риском: самолеты едва ли не задевают крыльями крыши домов.
К тому времени Каи Так уже считается одним из самых опасных аэропортов мира.
Во-вторых, аэропорт теперь слишком мал и не справляется с огромным потоком груза, который ежедневно проходит через Гонконг.
Это угрожает и экономике.
В общем, необходимо строить новый, но в Гонконге нет ни клочка свободной земли.
И тогда принимается беспрецедентное решение: возводить аэропорт прямо на море.
По оценкам экспертов, реализация такого проекта должна занять ни один десяток лет.
Но у Гонконга не было столько времени.
Аэропорт необходимо построить к 1997 году: когда Гонконг вернется Китаю.
И дело вовсе не в том, что бы «приурочить событие»: просто на тот момент никто не знал, как скажется смена власти на возведении этого стратегического для города объекта и позволит ли завершить начатое.
Итого, на все и про все — 7 лет.
Инженеры остановили свой выбор на двух островах — Чхеклапкок и Ламчхау.
Однако площади каждого было недостаточно под строительство.
И кроме того, острова покрыта скалами.
Именно их и предстояло убрать в первую очередь.
Что бы выравнять поверхность, понадобилось 44 тысячи тонн мощной взрывчатки.
Затем армия грузовиков вывезла 200 миллионов тонн обломков.
Впрочем, их не выбрасывали: щебень впоследствии использовали для засыпки и объединения двух островов.
Однако прежде требовалось расчистить морское дно — это обеспечивало твердую основу под насыпку из песка и щебня.
Возле островов собралась целая флотилия самых больших в мире подводных землечерпалок.
Они подняли с морского дна слой песка и грязи толщиной 12-15 метров — до самых камней.
Все работы шли непрерывно — и днем, и ночью.
Разрыв между островами сокращался шаг за шагом и, наконец, его не осталось вовсе.
Еще несколько цифр и фактов из множества:
— В течение почти трех лет в секунду передвигалось в среднем 10 тонн насыпного материала.
— В день появлялось больше двух с половиной гектаров новой площади.
— До того, как укладывать на взлетную полосу асфальт, песок необходимо было как следует утрамбовать — что бы впоследствии тяжелые аэробусы не повредили полосу.
На утрамбовку бросили мощные катки.
К моменту окончания первой ВПП и стоянки, катки в общей сложности совершили путь длиной в 192 тысячи километров — это пятикратный (!) виток вокруг земли.
Однако возведение самого аэропорта — лишь малая часть всего масштабного проекта.
Одновременно шли работы, которые позволяли соединить аэропорт с городом: строительство подводного тоннеля на 6-полосное движение, самого длинного в мире 2-х ярусного моста и высокоскоростной дороги.
Создание каждого из этих объектов достойно отдельного рассказа.
Так или иначе, работа была проделана гигантская.
Причем, в рекордно-короткие сроки.
Как признавало британское руководство проекта, «Китайская трудовая этика достойна восхищения. Того прогресса, который мы достигли, было бы трудно достичь в любых других местах планеты».
Кроме того, инженеры и проектировщики то и дело сталкивались с новыми и новыми испытаниями.
Так, к примеру, при возведении фундамента выяснилось: под воздействием приливов в фундамент пробиваются грунтовые воды.
Т.е. рано или поздно, 500 тысяч квадратных метров терминала могут быть смыты.
Инженерам предстояло найти решение и его нашли: в землю начали вгонять тяжелые сваи весом в 20 тонн каждая.
Сваи, доходящие до морского дна, прибили терминал намертво.
…6 июля 1998 года в 1.17 все огни старого аэропорта Каи Так погасли, включая огни на взлетной полосе.
В это время в направлении к Гонконгу уже летел из Америки самолет Cathay Pacific CX889 с пассажирами на борту.
Из Кай Така в новый аэропорт экстренно перевозилось и устанавливалось оборудование — нужно было уложиться за 7 часов.
Ближе к рассвету диспетчерская служба международного аэропорта Чхеклапкок установила связь с первым самолетом, который должен был приземлиться в новых условиях.
Борт CX889 совершил посадку в 6.25 минут.
Аэропорт был возведен за 6 лет и 20 миллиардов долларов.
Благодаря его строительству, территория Гонконга увеличилась на 1 процент.
Проект строительства международного аэропорта в Гонконге занесен в Книгу рекордов Гиннесса как самый дорогостоящий за всю историю возведения аэропортов.
А в 1999 году — в последний год очередного уходящего столетия, — вошел в десятку Главных достижений в строительстве 20 века.
По материалам:
— телеканал Discovery,
— http://ru.wikipedia.org
— http://airspot.ru
Ну, вот, мне теперь захотелось в аэропорт Гонконга )))
И мне )))
А я была в аэропорту Гонконга! Вот только, жаль, не знала тогда такой истории — другими бы глазами уже на него смотрела. А так — аэропорт и аэропорт, большой и красивый )))
А так и бывает: если знаешь какие-то детали — смотришь уже другими глазами…
Думаю, та самая «китайская трудовая этика» и сыграла одну из ключевых скрипок. Представляю в каких условиях и каких темпах им приходилось пахать. В очередной раз апплодирую им.
Вот и я об этом подумала…
Очень интересно было это узнать. Просто восхищена и проектом, и ходом его воплощения. Даже вот поставила себе задачу научиться без запинки выговаривать название — Чхеклапкок )))
Ха, я на это аж три дня убила 🙂
Галя! Да ты, я смотрю, атакуешь Китай и вдоль и поперек! Ты в поездках по Китаю все время? И статьи почти каждый день новые!Ничего себе ты даешь! Как ты так все успеваешь? Поделись секретом. 🙂
По теме «секретов» — когда выкраивается время, стараюсь написать побольше в запас. Потом вытаскиваю запасы. Но, честно говоря, в последнее время с этим сложнее — времени мало, да и летом не очень тянет. Пока еще стараюсь держать темп, но, того и гляди, забью на это дело 😉
В Китае недавно построено и самое большое здание в мире. Ждем статью на эту тему тут.
Да я про аэропорт не потому, что он «самый». Вообще собиралась выложить несколько снимков сегодняшнего и немного об этом. Но так увлеклась историей, что еле остановилась )))
Грандиозно! Подобное строительство только китайцам, скорее всего и под силу!
Их трудоспособность в любых условиях меня всегда поражала.
Вот это масштабы строительства, да и сроки впечатляют. Чем-то советские времена напоминает: даешь пятилетку за два года!
Мм… что-то в этом есть. Хотя Гонконг на тот момент больше 100 лет был британским и вряд ли там культивировался дух социализма )))
Интересно как, статьи у тебя, Галя, просто супер, столько узнала интересного о Китае и китайцах — всегда интересна мне была эта страна, точно, вместо Европы, как нибудь в Китай с дочкой съездим!
Вот как-нибудь и махнемся местами: я в Европу, ты — в Азию 😉
Знаешь, представь. напустила я на себя важности и так, небрежно — мы подумаем на вашим предложением… ))) Это я со злости! Прикинь, стоял плагин «одна кнопка» и начал пересылать на сайты вредоносные коды!!! оба сайта заражены теперь. переписываюсь с Яндексом, плагин убрала и кэш почистила… Отказы с бирж пошли — вот что плохо…
Большинство современных строений поражают своей величавостью и необычностью! Удивительное место!
Когда читаешь или смотришь д/к на подобные темы, начинаешь преклоняться перед профессиями инженеров, конструкторов и пр. — то, что у нас так незаслуженно затерто (((
Да, это впечатляет. Аэропорт красавец. Во что бы обошлась подобная работа у нас. Подумать страшно, а сколько бы появилось новых миллионеров и миллиардеров.
Будем оптимистами, Святослав Сергеевич: у нас впереди еще много поводов гордиться ростом числа наших миллионеров )))
Просто фантастический проект, да так быстро-точно, если так сильно понадобился аэропорт, все силы и средства на него бросили…
Что лишний раз доказывает: человеческие возможности безграничны )))
Трудоспособность китайцев вообще из области непостижимого, для меня во всяком случае, а грандиозность сооружения впечатляет и история тоже, на снимках он такой «воздушный», красивый наверное, когда знаешь историю на всё смотришь другими глазами
Да, по масштабам строительства поражает весь объем проделанной работы, сложность и амбициозность при возведении аэропорта в Гонконге.
Вот это размах, а пунктуальность какая должна быть, чтобы реализовать этот проект! Я поражена, Галя, спасибо за интересный и познавательный рассказ!
Галь у тебя как всегда что-нибудь новенькое и очень интересное. Китайцы молодцы, ничто их не останавливает , такой грандиозный проект осуществили, и в такие сжатые сроки. Интересно бы было посмотреть этот аэропорт.