Воспитательный вопрос, муки совести и национальные интересы

Меня тут намедни после очередного общения по телефону с моей совсем подросшей дочкой пробили воспоминания. Напомню, ребенок мой вот уже полгода, как учится на первом курсе университета  вдали от нас.

Так вот, стала я вдруг вспоминать почему-то, как в процессе воспитания наказывала ребенка.  Ну, понятное дело, мучалась угрызениями совести и все такое.

Наверное, достаточное количество было тогда от нервов, от нехватки мудрости и родительского опыта.

Чего уж греха таить – и по попе получал ребенок в определенный период.

И на заре ее ранней молодости (лет этак в пять) в угол пару раз ставила.

Кстати, не больше, потому что быстро тогда вспомнила, как в моем собственном детстве наказание в углу мне казалось абсолютно тупым наказанием.

 

Тем не менее, даже за эту пару раз дочь моя отличилась.

Однажды иду уже ее вызволять оттуда (жалко ж было) и с порога вижу – весь центр комнаты завален какими-то мелкими бумажками.

Заклядываю за дверь (где тот самый угол), а эта разобиженная мелюзга гневно  выдирает в том своем углу обои и бросает на пол.

Показывает свой характер.

Несмотря на внешнюю свою покладистость и даже кротость, характерец у дочки тот еще!

С младенчества.

Если уж ее совсем достать (как, впрочем, и меня тоже).

 

ХХХ

Вообще, когда очень часто читала или слышала, что в той же Японии детей не наказывают вообще и даже не отказывают ни в чем, постоянно удивлялась: как же так – ни в чем не отказывают, а ребенок вырастает полностью адкватным?!

Особенно, на фоне детей некоторых своих знакомых.

Где ни в чем не отказывали и результат получался просто удручающим.

Понятно, в Японии, так или иначе, огромную роль играют общие глубокие национальные традиции, культура общества в целом и т.д.

Вообще, в Японии существует такая мудрость: до пяти лет ребенок – Бог, с пяти до пятнадцати – раб, с пятнадцати – равный.

 

ХХХ

В Китае дети тоже на особом положении. Особенно, если учесть, что в городских семьях почти всегда по одному ребенку.

Китайцы тоже боготворят детей: не только своих – чужих, как правило, тоже.

Приедете с ребенком в Китай – вам проходу не дадут: будут улыбаться вашему ребенку, пытаться с ним заигрывать, что-то лопотать ему.

Даже могут попросить сфотографироваться с ним.

Да что там в Китае! Здесь, на нашей российской территории, когда моя дочка была еще совсем крошечной, едва ли не все встречные китайцы норовили заглянуть в коляску.

Китайские туристы, гуляющие по нашей площади, упрашивали с ней сфотографироваться.

 

ХХХ

...Однажды в китайском поезде наблюдала  сцену.

В поезде ехал китайский папа с маленьким сынишкой – годика два, наверное. Ребенок отчего-то раскапризничался, начал плакать, сидя на полке.

И этот его китайский папа опускается на колени перед этой полкой и о чем-то уговаривает свое кричащее чадо.

Мало того, со всего вагона на детский плач сбегаются и другие китайцы – все дружно утешают и успокаивают малыша.

 

ХХХ

…»Россия – самая бьющая страна» – попалась мне не так давно статья.

По данным социологического исследования, как минимум половина – если вообще не больше, – родителей считает физическое наказание своего ребенка вполне нормальным явлением.

И шлепок по попе – это еще самое невинное, что применяется к ребенку.

Наказывая детей за те или иные проступки их нередко просто калечат: если не физически, то морально уж точно. Просто сейчас не хочется напоминать так называемые меры воспитания и наказания, которые у нас могут использоваться – просто страшно.

Да вы и сами об этом  не раз слышали.

Я вот даже, спустя уже очень много лет, не могу простить себе те шлепки, которые иногда огребал от меня мой ребенок – верите, иной раз даже ночами мучаюсь.

Блин, как я могла-то?!

 

ХХХ

…Как-то читала книгу одной россиянки, десять лет прожившей в одной из западных стран.

Запомнился эпизод, свидетелем которому стала наша соотечественница.

В детском садике воспитатель мягко поторопила девочку, которая медленно кушала: «Келли, поторопись – дети ждут тебя, чтобы пойти на прогулку».

Заведующая того детсада, – она тоже оказаласьа  свидетелем этого разговора, – пригласила к себе воспитателя:

«Вы подумали обо всех детях, но не подумали о Келли. Ваше замечание может развить у нее чувство вины.

А от чувства вины рождаются неудачники».

 

ХХХ

Я, когда прочитала это, вспомнила, насколько самодостаточны и самостоятельны жители той страны.

Потом еще раз вспомнила тот эпизод в поезде и подумала о китайской нации: они вырастают в огромной всеобщей любви – уже как минимум, несколько поколений.

И тоже самодостаточны. И тоже считают, что весь этот мир принадлежит им.

Не от этого ль (в том числе) обе этих нации в течение многих лет так уверенно прут по жизни?

Я, конечно, не психолог, не экономист, не политик, не аналитик – им видней причины. Но сдается мне, мое собственное предположение не так уж далеко от истины.

…А мы – самая бьющая страна.

 

 


 

ПРОЧИТАЛ САМ - ДАЙ ПОЧИТАТЬ ДРУГОМУ!
К ОБЩЕНИЮ ГОТОВА

No related posts.

15 Ответов to “Воспитательный вопрос, муки совести и национальные интересы”

  1. Вот прочитала и вспомнила свое детство. Как меня шлепали не помню, а помню как сладко было у мамы на коленях, когда она меня потом утешала. Ради этого, я бы и еще потерпела, тем более что и не помню.

  2. Я свою дочь как-то в угол поставила. Так она себе весь нос расковыряла, чтобы кровь пошла и ее пожалели. Больше не ставила, а то еще какое-нибудь придумала бы членовредительство.

  3. Я бы ни за что не бил своего ребенка!
    Мне кажется традиции и воспитание имеют огромное значение. А у нас ни одного, ни зачастую, другого…

    • Больше всего поразил эпизод с Келли. Полная противоположность нашим традициям.
      О Японии и Китае я даже не говорю – ладно, пусть, это Восток все-таки,- «непознаваемое». Но Келли! – это же Запад. Вроде бы должно быть близко и понятно нам… Грустно, елки-палки!..

      • admin:

        Вот этот эпизод с Келли меня саму потряс – т.е. подход. А у нас унижать начинают с детских садов. Потом мы, «униженные и оскорбленные» начинаем делать тоже самое. И получается такое общество – униженных и оскорбленных. И – неудачников. Грустно – не то слово!

  4. А мне кажется, что это общество нас такими делает. То есть привыкаешь надеяться только на себя, помощи ждать не от кого не привыкли, беременным в транспорте места редко уступают, маме с коляской никто дверь не придержит, в детские сады ребенка с трудом устроишь. А ведь женщина уже беременной начинает думать о том, что денег не хватает, а ребенку хочется дать все самое лучшее, а еще домашние дела всякие. Вот мамы маленьких деток и живут несколько лет в глубочайшем стрессе. А малыши ведь не понимают, хулиганят, плачут, болеют и т.д. Мамы и срываются иногда. Не оправдываю даже легкие шлепки и угрозы, но понимаю.

  5. Мы тоже были сразу поражены тем что в Испании детям все дозволено. Они даже могут в суд подать на родителей которые их обижают или наказывают при воспитании. Это конечно нашим умом не понять,ведь мы воспитаны совсем по другому.Я не знаю как надо правильно воспитывать наших детей,но почему то меня пугает это вседозволенность.

  6. Всколыхнули воспоминания. Я в детстве ходила в садик. Там были хорошие воспитательницы (даже помню их имена) и ужасная нянька . Так вот, на время тихого часа наши воспитательницы оставляли нас на няньку-монстра. А нянька, чтобы не заморачиваться, не разрешала нам-деткам ходить в туалет во время тихого часа! Я до сих пор вспоминаю это с ужасом. Как только кто-то из деток уже не в силах терпеть вставал с кроватки, тут же слышался страшный нянькин рык: «ЛЕЖАТЬ! НЕ ВСТАВАТЬ!» Однажды она заявила :»ВЫ ВСЕ У МЕНЯ В РУКАХ!» Люди! Это был такой шок. Представьте! Я до сих пор не понимаю, как можно было такого человека к детям определить. Почему наши родители никак не могли повлиять на няньку, я не знаю. Но нет худа без добра. :-) Однажды я сказала родителям, Что: «БОЛЬШЕ В САДИК НЕ ПОЙДУ. ТАМ НЯНЬКА ЗЛАЯ!» И пришлось моим родителям отправлять меня в школу на год раньше :-) , чему я очень рада.

    • admin:

      Ужас. Представила – содрогнулась. Сейчас таких в разы больше стало – постоянно тема всплывает то там, то там. Моей дочке от воспитателя по рукам досталось в 4 года – такой был стресс у ребенка! Был бы у меня ум – ни за что бы не стала вообще отдавать ее в сад. Изначально. Внуков, когда появятся, точно уже не отдам.Спасибо вам за ваш комментарий, Елена Игоревна. Я хочу еще к этой теме как-нибудь вернуться попозже.

  7. Татьяна:

    Есть любопытный акцент в этой публикации: мать, старательно предаваясь самобичеванию, совершенно не анализирует момент результата: какая именно дочь выросла у нее при отсутствии вседозволенности.

    К тому же кажется, что в Китае, Японии и Америке вырастают исключительно люди идеальные, целостные самодостаточные и т.д. и т.п. Что, естественно, неправда. Даже в процентном соотношении, не говоря уж о всеобщности.

    • Галина:

      Мать, старательно предаваясь самобичеванию, не ставит знак «равно» между вседозволенностью и рукоприкладством – большого ума не надо, чтобы взрослому человеку демонстрировать свои физические преимущества. И та самая мать назвала бы это не самобичеванием, а, скорей, пониманием – хоть и несколько запоздалым.
      Насчет исключительно идеальных людей – это ваш вывод. Что касается целостности и самодостаточности – ну, естественно же, неправда. Целостные и самодостаточные вырастают исключительно там, где их бьют в детстве. А еще, желательно, ломают душу. Поэтому и Китаю, и Америке, и Японии, и даже, подозреваю, Северное Корее до такой целостности и самодостаточности далеко – и в процентном соотношении, и во всеобщности.

  8. Татьяна:

    Не передергивайте :) Цельность и самодостаточность – везде довольно редкие явления, они мало зависят от воспитательных систем.

    И конкретно битье – не так уж страшно, как его принято малевать. Я не сторонница, если что, сама на ребенке не практикую, хотя и не исключаю принципиально такой возможности. Мой отец меня в детстве наказывал физически. И ничего он мне не сломал, и ни один из нас об этом не жалеет, ибо было за что и привело к нужным результатам. Если бы он щас начал картинно ломать себе руки и переживать по этому поводу, как автор статьи, я бы подумала, что он сошел с ума. А мама, профессиональный педагог, не тронула пальцем, но из ее постоянных нравоучений и ограничений вырос целый букет комплексов, с которыми я борюсь до сих пор. Дело не в методах. Дело в разуме родителя, в его ответственности, в его чувстве меры. Здравомыслящий родитель не причинит своему ребенку время, какой бы системы он не придерживался.

    • Галина:

      Татьян, еще по тону первого письма было понятно, вам прилетало. Со всеми вытекающими.Вообще, вопрос сложный, но у меня сейчас нет возможности на дискуссии. Постараюсь к нему вернуться. Вам спасибо за отклик и очень надеюсь, мы с вами еще пообщаемся.

Написать комментарий