Иногда по выходным забегаю к одной приятельнице и почти всегда попадаю у них на один и тот же долгоиграющий сериал – мама смотрит. Ну, и так невольно получается, что и я тоже кое- что из того сериала захватываю.
В чем, собственно, и прикол сериалов: можно посмотреть предпоследнюю серию и понять, что там показывали в течение пяти лет.
Этот фильм, кстати, называется Великолепный век.
Сначала в общих чертах расскажу содержание предыдущих серий, а потом – почему я вообще этой темой заинтересовалась.
Короче говоря, девушка по имени Александра попадает в гарем турецкого султана.
Девушка по фильму из России, но песни почему-то поет украинские.
В гареме русско-украинская Александра быстренько попадается на глаза султану, потом быстренько отбивает его у законной жены, а еще принимает ислам и новое имя – Хюрем.
И вообще, судя по фильму, та еще штучка.
Между делом в гареме (и вообще во дворце) все между собой собачатся, склочничают, плетут интриги и заговоры, нанимают киллеров, кого-то временами режут или травят и так далее – в общем, все как положено.
И можно было бы посмеяться над сериалом и забыть про него, если бы не одно но: основная сюжетная линия основана на реальных исторических событиях.
И весьма интересных.
И главная героиня, во многом повлиявшая на ход политики Турции, – Анастасия Лисовская, дочь священника из Рогатина (Западная Украина).
Поляки, правда, тоже приписывают ее себе – потому что даже если начинать со времен Киевской Руси, те места в чьи только руки не попадали.
В польском варианте Анастасию называют уже Александрой.
Роксолана – имя, данное ей гамбургским послом в Османии.
Под этим именем она и известна в Европе.
А ИСТОРИЯ ТАКОВА:
Летом 1522 года во время набега крымских татар Анастасия попадает в плен.
Затем татары привозят ее в Стамбул, надеясь выгодно продать. Но на рынке Анастасию случайно увидел визирь молодого турецкого султана – Рустем-паша. И, как написано в исторических материалах, пораженный ее красотой, решает купить для своего повелителя.
Торговец, узнав для кого товар, решают подарить рабыню в знак своего уважения к султану. Это одна версия.
Если верить знатокам нравов и порядков Турции тех времен, именно этот факт и позволил впоследствии Анастасии стать женой султана. То есть, если бы она была продана, брак бы не состоялся.
Вторая версия: Анастасия была перепродана несколько раз, только потом подарена султану.
Попав в гарем, Анастасия делает все возможное, что бы попасть на глаза султану и выделиться из огромной толпы других невольниц.
И это ей удается – в конечном итоге, султан Сулейман попадает под очарование рабыни.
Пишут, что в первые же дни знакомства наложница попросила у султана разрешения на посещение дворцовой библиотеки.
Султан, якобы весьма удивленный, дал согласие. А когда вернулся из своего очередного похода, Хюррем уже владела несколькими языками.
…Она вообще была образованной женщиной, что по тем временам считалось неслыханным.
Говорила на арабском, турецком и персидском языках, прекрасно танцевала и пела, играла на музыкальных инструментах. А кроме того, писала книги и даже посвящала стихи султану.
Но она не только любила искусство и прекрасно в нем разбиралась – она так же хорошо разбиралась в вопросах политики и порой могла дать султану куда лучший совет в государственных делах, чем его приближенные.
Она принимала иностранных послов, вела переписку с правителями иностранных государств.
Судя по всему, он, действительно, был покорен ею.
Очень любила «смешливую госпожу» и дворцовая гвардия – Хюррэм всегда были с ними приветлива и весела.
А кроме того, она построила им новые казармы, увеличила жалование и расширила их полномочия.
Во время одного из военных походов султана, когда в казне почти не осталось денег, Хюррэм велела открыть в портовых районах Стамбула винные лавки. А затем еще и углубить бухту и провести реконструкцию причалов – совсем скоро туда начали заходить уже крупнотоннажные суда с товаром со всех концов света. В Стамбуле появлялись все новые и новые торговые ряды.В казну потекли деньги.
…К слову об ее ослепительной красоте.
По портретам не скажешь.
Да и по описаниям ее современников, судя по всему, тоже: «Хюррэм была, скорей, мила, чем красива».
Но в отличие от турецких красавиц, которые быстрее подвержены увяданию, Хюррэм гораздо дольше сохраняла свою молодость.
А самое, пожалуй, главное, она всегда выглядела веселой и жизнерадостной.
Ее природный ум ей точно подсказывал, когда можно и даже нужно взгрустнуть или всплакнуть, когда рассмеяться, а когда промолчать.
…Но жизнь ее во дворце не была такой уж безоблачной и спокойной.
Хюррэм многие ненавидели, считая, что она околдовала султана. Боялись ее влияния.
Интриги и козни – вообще характерная черта той эпохи.
Их жертвами и разменной монетой становились не только рядовые обитатели дворца, но и видные деятели.
Что бы выжить, Хюррэм самой приходилось играть по этим правилам.
Одной из жертв становится Ибрагим-паша – великий визирь, меценат, блестящая и могущественная фигура эпохи правления Сулеймана.
Воспользовавшись промашками Ибрагима, его врагам (их было достаточно и кроме Хюррэм) удается убедить султана в предательстве Ибрагима.
В результате он был задушен в 1536 году.
Хюррэм с помощью своих сторонников удалось внушить султану мысль об измене сына.
В итоге задушили и Мустафу.
Мать несостоявшегося наследника - Махидевран - по одним источникам сошла с ума и вскоре умерла, по другим – долгие годы жила в одиночестве и нищете, пока не умерла сама Хюррэм.
Вероятней всего, Хюррэм оказалась причастной и к смерти своей свекрови – Хафсы Хатун.
Как указывают некоторые источники, мать султана была отравлена через месяц после того, как попыталась открыть сыну глаза на интриги Хюррэм.
Хюррэм умела ждать – это тоже одна из ее характерных черт.
Смерть валиде-султан и устранение Ибрагима открыли Хюррэм дорогу для дальнейшего укрепления своей власти.
Из всех сыновей самого Сулеймана пережил лишь один – Селим.
Остальные погибли в борьбе за трон, кроме Мехмеда, умершего от оспы.
Селим же в конечном итоге занял отцовское место, став новым повелителем Османской империи.
Таким образом, сбылась мечта Хюррэм.
Однако Селим вряд ли обладал и сотой долей качеств своего отца.
В историю он вошел как Селим-пьяница.
Как пишут в некоторых источниках, пьяницей был и отец Анастасии Лисовской (Хюррэм) и якобы эта наклонность будущему османскому правителю перешла по наследству.
Считается, что именно с Селима и начала постепенно разваливаться великая когда-то Османская империя.
Такой вот он был, этот Великолепный век.
Еще по теме: «ВЕЛИКОЛЕПНЫЙ ВЕК»: КИНА НЕ БУДЕТ?
К ОБЩЕНИЮ ГОТОВА
No related posts.
Действительно, та еще штучка
Наши женщины на все способны
Ага, «есть женщины в русских селеньях»
Что-то мне уже захотелось и сериал этот посмотреть
Мне тоже знакомая расхвалила этот сериал, но я так и не смогла его смотреть. Честно, жалко времени.
А по поводу Роксоланы… здорово, что были и есть такие женщины. Просто горжусь, можно сказать.
Точно, смотреть его невозможно. Хотя, на любителя, конечно А девушка и во мне гордость вызывает – аж грудь распирает от гордости
Потрясающая история!! Вот интересно, проявила бы так ярко свои таланты Роксолана, если бы не попала в турецкий плен?..
Или НАСТОЛЬКО одаренная женщина в любом случае нашла бы применение своим способностям и стала бы «первым лицом» уже ЗДЕСЬ?…
Нравы, конечно, дворцовые там… как они и в любой стране… жутко, да? Но какова! ум, таланты, интуиция просто бешеная…
Тань, думаю, таланты бы и проявились при других обстоятельствах, но, наверное, не с таким размахом – возможности не те были бы. А вообще женщина, конечно, гениальная во всех смыслах. Короче говоря, ЛИЧНОСТЬ.
Да, именно и такие делают историю.
Обалдеть!
Ээх! куда только не ступала нога хохлов! Наши нигде не пропадут, даже в рабах… Так что пусть весь мир трясется… Как запустим наших женщин во все страны!!!… Продолжение следует…в сериалах других стран.
А я с самого начала смотрю этот сериал, подсели всей семьей. Сериал красивый, особенно нравиться когда султан читает стихи или признается в любви к Хюррэм, очень романтично:))
А сериалы – они такие: еще как подсаживают