«Сингапурское чудо»: о талантах, образовании и вмешательстве в личную жизнь граждан

nullОктябрь 1983 года. Выступая по телевидению, премьер-министр Сингапура Ли Куан Ю делает неожиданное заявление. Оно вызовет самую настоящую бурю в обществе. Суть сказанного: если образованные мужчины хотят, чтобы их дети были успешными, им (мужчинам) не стоит брать в жены необразованных и неразвитых.

 

Вызванный заявлением эффект вскоре сравнят с эффектом разорвавшейся бомбы.

А споры, которые возникли в обществе, пресса назовет «великими брачными дебатами».

 

Что же толкнуло премьер-министра на политическое вмешательство в личную жизнь граждан?

И какое ему, казалось бы, до этого вообще дело: страна к тому времени процветала, экономика уверенно развивалась, жители богатели

«Мне потребовалось некоторое время, чтобы понять очевидную вещь: талантливые люди являются наиболее ценным достоянием страны.

А для маленького, бедного ресурсами Сингапура… это был просто определяющий фактор».

За несколько лет работы в правительстве уже было замечено: чем больше в нем талантливых и образованных, тем эффективней работа.

 

Предрассудки: умных не брали в жены

К 80-м годам образованных людей в Сингапуре было уже немало – в вузах обучались и парни, и девушки.

Примерно в соотношении 50х50.

Однако основная часть общества еще по-прежнему жила предрассудками.

И большая часть дипломированных мужчин предпочитала жениться на девушках ниже себя по образованию и образованности.

Как показал анализ, самые умные и талантливые женщины не могли выйти замуж и, соответственно, дать стране таких же детей.

По словам Ли Куан Ю, больше нельзя было закрывать глаза на проблему.

 

 

 

На него обрушился град критики.

В ответ премьер-министр приводил данные за последние годы – об образовательном уровне родителей учеников.

Причем, тех, кто по результатам экзаменов входил в 10 процентов лучших.

Анализ показывал, что родители с высоким уровнем образования являлись наиболее важным фактором, который определял успехи детей в учебе.

Процесс развития Сингапура тормозился и тем еще, что образованные женщины, даже будучи замужними, рожали меньше детей, чем необразованные.

Если на каждую образованную мать в среднем приходилось 1,6 ребенка, то на женщину даже без начального образования – 4,3.

«В результате, мы более чем удваивали наше малообразованное население, но даже не воспроизводили наших наиболее образованных людей».

И это тоже тревожило правительство.

Дискуссии длились долго, процесс перерождения взглядов еще дольше.

 

Льготы для дипломированных мам

В 80-х в числе мер были приняты специальные налоговые льготы для замужних женщин с высшим, средним, среднеспециальным образованием.

После рождения третьего или четвертого ребенка такие дамы (или их мужья) получали право на серьезное уменьшение подоходного налога.

Постепенно количество детей в таких семьях стало увеличиваться.

 

СИНГАПУРСКИЕ ШКОЛЬНИКИ

 

Мало помалу дело сдвигалось с мертвой точки.

Спустя несколько лет, уже никто не спорил о зависимости образованных детей и родителей.

Правительство Сингапура продолжало следить за процессом, подсчитывать и анализировать.

К концу 90-х более 60 процентов дипломированных мужчин женились на выпускницах университетов – к началу 80-х их было вдвое меньше.

Хотя, конечно, до полного искоренения предрассудков было еще далеко.

 

«Утечка мозгов» за границу

В 60-х ситуация США разрешили жителям Азии эмигрировать в свою страну.

За Америкой – Канада, Австралия, Новая Зеландия.

С конца 70-х уже 5 процентов высокообразованных сингапурцев эмигрировали ежегодно.

К тому времени очень многие получили звания докторов наук.

Одни при этом справедливо надеялись быстрее построить карьеру, соответствующую их образованности – все же Запад в то время опережал Сингапур по экономическому развитию.

Другие же рассчитывали на более высокий уровень благосостояния, который так же соответствовал бы их высокому уровню.

Тем более, что все сингапурцы у себя на родине обучались на английском -  их адаптация в англоязычных странах проходила почти безболезненно.

 

 

Таланты заманивали калачами

Однако Сингапур, его постоянно растущая экономика требовали достаточное количество молодых талантов – среди предпринимателей, рабочих, врачей, музыкантов, художников и т.д.

В 80-х были созданы два комитета: один занимался трудоустройством таких людей, второй решал их социальные проблемы.

Кроме того, талантливых и подающих надежды студентов сами искали по всему миру.

В первую очередь, среди граждан других стран Азии, которые обучались в лучших университетах и США, и Канады, и Австралии.

В надежде, что по окончании вузов они не захотят оставаться на Западе, а Сингапур сможет предложить лучшие условия, чем у них на родине.

Работу в Сингапуре начинали предлагать даже ДО того, как ребята сдавали выпускные экзамены.

 

 

А способным иностранным студентам (из Китая, Индии) в собственных университетах предлагались стипендии – в надежде, что впоследствии эти студенты останутся работать в Сингапуре.

Либо вернувшись в свои страны, смогут работать в представительствах сингапурских компаний.

 

Иностранные браки

Со временем в Сингапуре возникло и еще одно явление: иностранные браки.

Причем, дипломированные европейцы, приезжающие в страну, охотно женились на дипломированных сингапурских девушках (в отличие от их соотечественников).

В свою очередь, сингапурские молодые люди, обучавшиеся за рубежом, нередко привозили на родину жен из Европы, Японии и т.д., с которыми познакомились во время своей учебы.

Как позднее напишет Ли Куан Ю, без такого количества талантливых иностранцев Сингапуру вряд ли удалось бы стать столь успешным государством.

Все они – тысячи инженеров, управленцев, представителей других специальностей, – вносили огромный вклад в развитие Сингапура.

«Если же мы не сможем усилить свою команду талантливыми иностранцами, то и попасть в высшую лигу государств мира нам тоже не удастся».

 

По материалам книги Ли Куан Ю «Из третьего мира в первый»

 

 

 

 

ПРОЧИТАЛ САМ - ДАЙ ПОЧИТАТЬ ДРУГОМУ!
К ОБЩЕНИЮ ГОТОВА

Related posts:

  1. «Сингапурское чудо»: город-сад

7 Ответов to “«Сингапурское чудо»: о талантах, образовании и вмешательстве в личную жизнь граждан”

  1. Ольга:

    Ну, а у нас чиновники деликатные, никто в личную жизнь не вмешивается, всем без разницы, кто на ком женится и кто от кого рождаеЦо…

  2. Ната:

    Н-да, в Сингапуре стимулировали увеличение умной и талантливой нации, а у нас – только бы просто увеличивалась, не до жиру, от образованных родителей или нет. Раньше мне эта мысль в голову не приходила – есть над чем задуматься.

  3. Артем:

    Все, он меня окончательно убедил: женюсь только на образованной. Но детей отправлю учиться в Сингапур )))

  4. Belka:

    Мне вот интересно стало: у нас или где-то еще кто-то хоть раз проводил подобный анализ, обращал внимание на такие детали? А ведь это, действительно, очень важные моменты, которые формируют общество.

  5. Валентина:

    Наверное, это вмешательство из той серии, которое, действительно, во благо. Хотя, представляю ту бурю возмущения… Но ведь это, в свою очередь, и мотивация для женщин необразованных – получить хоть какое-то образование, повысить свой уровень и воспитать так же своих детей…

  6. Логика в этих заявлениях присутствует.

  7. Привильно рассчитали сингапурцы, далеко смотрели.

Написать комментарий