Про Гонконг, который уже 20 лет без Англии, но еще не с Китаем

После Китая почти китайский Гонконг поражает своей разительной непохожестью на Китай и обескураживает ценами. Если после обвала рубля Китай перестал россиянам казаться страной “Как-Все-Дешево”, то после Гонконга еще можно вернуть себе способность удивляться китайской дешевизне цен.

При том, что курс юаня даже чуть выше курса гонконгского доллара.

Зато Гонконг парирует ценами.

В том же Гуанчжоу – городе, в принципе, недешевом, – стандартный обед в обычном кафе обойдется куда дешевле, чем в соседнем Гонконге.

С жильем дела обстоят совсем круто – еще пару лет назад его стоимость на 55 процентов превышала стоимость жилья в Лондоне.

Вряд ли за это время что-либо изменилось.

Правда, и уровень жизни в Гонконге на порядок выше, и ценовая политика рассчитана на людей с деньгами – здесь немало крупных деловых центров и офисов международных компаний.

Как-никак, Гонконг – один из крупнейших финансовых центров Азии и вообще мира.

Здесь же проходят аукционы Sotheby’s и Christie, на которых бьются рекорды стоимостью в миллионы долларов за одну проданную картину или ювелирное украшение, здесь же в этом году продана самая дорогая в мире дамская сумочка с бриллиантами – почти за $ 300 тысяч.

По свежей версии американской консалтинговой компании Mercer Human Resource, Гонконг оказался самым дорогим городом для иностранцев.

Особенно, полагаю, для иностранных туристов, которые не являются сотрудниками местных компаний и не получают зарплату хотя бы в гонконгских долларах.

Магнит для туристов

Несмотря ни на что, туристы не просто едут – Гонконг притягивает как магнит.

Это один из самых посещаемых туристами городов мира, если вообще не самый (здесь версии разнятся).

Российских туристов за эти год-два заметно убавилось по понятным причинам – в прошлом году, как сообщалось, на четверть.

Но это не значит, что они совсем перестали бывать, хотя многие останавливаются транзитом.

Но останавливаются же!

Не англичане и не китайцы

Жители Гонконга разительно отличаются от жителей материкового Китая, не в обиду последним.

Английский начинается с первых сантиметров гонконгской земли – им владеют все, от таксистов до школьников.

Логично: Гонконгом, вспомним, 150 лет управляла Англия – вплоть до 1997 года.

Но дело не в английском, конечно.

“за 150 лет жители Гонконга не стали англичанами, но перестали быть китайцами”.

Сложно сформулировать, в чем именно это выражается – они просто другие.

Они одеты как-то не по-китайски.

Они абсолютно не реагируют на европейские лица, как зачастую до сих пор ещё происходит в материковом Китае – за 150 лет насмотрелись.

Они чинно стоят на автобусных остановках, невозмутимо идут по улицам и вообще порой создают впечатление людей по-английски чопорных.

Ровно до тех пор, пока им не привидится ущемление их демократических прав и свобод – в понимании этого термина, возможно, их главное отличие от соотечественников с материка.

Но именно в тот момент гонконгцы стремительно превращаются в тех же эмоциональных китайцев, когда тех что-то изрядно допечет.

Не важно, что китайцы на материке пока еще не слишком искушены в понятии “демократические права и свободы” – протестовать они умеют и делают это редко, но метко.

 

От похищений спецслужбами до протестов

Отношения между Гонконгом и материковым Китаем не безоблачны.

После возвращения в состав Китая Гонконг получил еще 50 лет на “привыкание” – почти 20 уже прошло.

Но еще до 2047 года в Гонконге свои законы, своя полиция, свои деньги и много чего еще своего  широкая автономия, одна страна, две системы.

Однако Гонконг периодически обвиняет Китай в нарушении автономии, что немедленно выливается в массовые протесты.

В 2014-15 в Гонконге бурлила революция зонтиков – десятки тысяч гонконгцев оккупировали улицы, протестуя против вмешательства КНР в местную избирательную систему.

Дальше – больше.

В конце 2015-го в Гонконге поочередно исчезли пятеро книгоиздателей, торгующих анти-правительственной литературой.

Позднее все они объявились в материковом Китае и даже выступили в эфире ЦТ с покаянными признаниями в своей деятельности.

Они так же уверяли с экрана, что не были похищены спецслужбами, а очень даже сами приехали и сами пришли с повинной.

Один из пяти исчезнувших, вернувшийся в Гонконг лишь в июне этого года, заявил все же о похищении.

Он так же утверждал, что выпущен под честное слово, чтобы предоставить властям КНР списки своих клиентов, однако выполнять свое слово, как и возвращаться, не собирается.

Спустя несколько дней после своего возвращения в Гонконг,  Лам Винг Кэ возглавил марш протеста.

ФОТО: www.newslocker.com

Но еще месяцем ранее в Гонконге побывал председатель Всекитайского собрания народных представителей Чжан Дэцзян – прямо скажем, не последний человек в Китае.

И как раз на фоне растущих призывов к независимости Гонконга.

Наблюдатели связывали визит со стремлением китайских властей “понизить градус” кипения в отношениях.

Опасаясь бурной реакции населения, местные власти огородили район пребывания высокого гостя не менее высокими баррикадами и даже приклеили к земле брусчатку на гонконгских улицах.

В буквальном смысле приклеили.

 

И вместе плохо, и врозь никак

При этом более прагматичные жители Гонконга осторожно относятся к призывам своих оппонентов о независимости.

Они заявляют о встроенности экономики Гонконга в общую китайскую экономику: сегодня китайский капитал интегрирован в финансовые рынки, бизнес многих гонконгцев связан с материком. Оборвутся экономические связи – начнется рост безработицы.

Кроме того, экономику Гонконга подогревают миллионы туристов с материковой части страны.

Наконец, поставки продуктов, воды и электроэнергии так же во многом связаны с материком.

Да и вообще отпочковаться от Китая – это вам не из Евросоюза выйти, где проголосовал за Brexit – и на свободе.

Но парадокс в том, что жители Гонконга – пусть даже не все, но многие, – как будто больше тянутся к наследию “проклятого колониализма” (насчет “проклятого” нам ведь в школьных учебниках еще рассказывали?) – больше, чем к своей исторической родине.

Тем и другим придется как-нибудь договариваться.

error
fb-share-icon
Tweet
fb-share-icon

19 комментариев

  1. Довольно часто натыкаюсь на то, куда сходить в Гонконге и что посмотреть – мне понравилось про то, чем сегодня живет сам Гонконг. Интересно было почитать, спсб)))

    1. Артём, куда сходить – это ведь оч.полезная информация, я и сама ею воспользовалась. Просто сейчас решила остановиться на другой теме))

  2. Гонконг… Еще одно экономическое чудо после Сингапура. Кстати, тоже думаю – всегда ли был плох колониализм? Некоторые примеры заставляют в этом усомниться.

    1. Вот и я в сомнениях))) На самом деле, этот вопрос даже подвергался научным исследованиям.

  3. Приходилось быть в Гонконге очень красивый город, сначала не понимаешь куда попал!! Даже деньги у них очень оригинальные.

  4. Интересная информация о Гонконге, госцдарство в государстве. Наверняка большенство население Гонконга без особого вдохновения приняли то, что Англия оставила их. Хотелось бы побывать там.

    1. Таня, на счет большинства не могу сказать, но, судя по всему, многие жители проявляют недовольство – если не с уходом Англии, то уж в связи, как им кажется, вмешательством властей Китая…

  5. Алексей Александрович, давайте напомним 1997 год. Какие надежды были связаны и в Китае и во всем мире с процессом передачи Гонконга в подчинение исторической родине?

  6. Мне, Галя, нечего сказать и добавить. Очень интересно, красиво, любопытно. Много бы дал, что бы попасть туда, но….

    1. Святослав Сергеевич, а я вам тоже по-доброму завидую – Вы бывали там, где не бывала, например, я и вряд ли буду. Так вот и рассказываем друг другу)))

  7. Честно говоря, чувство зависти у меня напрочь отсутствует. Завистники долго не живут. Я просто радуюсь за Вас. Удачи Вам.

    1. Мне, честно говоря, грех обижаться. Я подсчитал что за свою жизнь я успел побывать в 11-ти странах дальнего зарубежья, в некоторых по 2 – 3 раза, и в 8-ми ближнего. Это при том, что я был беспартийным. Правда, в кап. страны и в Югославию меня не пускали. Но и после 90-х я успел поездить.

  8. В мае закончилась победой забастовка лоцманов, которые добивались признания своего профсоюза и увеличения заработной платы. В этом же году были основаны Клуб полицейских резервистов и землячество торговцев, выходцев из провинции Фуцзянь — «Фуцзянь Шанхуэй»

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Проверка комментариев включена. Прежде чем Ваши комментарии будут опубликованы пройдет какое-то время.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.