Было время, китайцы обожали наше кино. Точнее, советское кино. Сеансы проходили при полном аншлаге, а советские актеры оставались там знамениты, узнаваемы и любимы даже тогда, когда давно уже стали забываться у себя на родине.
Особенной популярностью пользовались фильмы нашей военно-патриотической направленности: «Тихий Дон», «Война и мир», «А зори здесь тихие»…
Последний, кстати, несколько лет назад был переснят китайской киностудией с привлечением российских актеров.
А писатель Борис Васильев и сегодня в числе любимых Китаем советских писателей.
Впрочем, нравились здесь и другие наши фильмы: «Москва слезам не верит», к примеру.
Или «Служебный роман».
И много чего еще
Старшее поколение китайцев и сегодня помнит цитаты своих любимых советских киногероев.
Как мы теряли китайских зрителей
Так было примерно до конца 80-х.
А с 90-х ситуация круто начала меняться.
С 90-х наш кинематограф пришел в упадок.
Если в прежние времена СССР выпускал до 150 фильмов в год (хоть и не всегда хороших, конечно), то в том же 1996 году на экраны со скрипом вышло лишь 26 фильмов.
Критерии, конечно, у нас с китайцами могут сильно разниться, но, так или иначе, качество нашего кино теперь устраивало их все меньше.
«Изменился стиль и содержание» — подчеркивала китайская сторона, пропуская в свой прокат лишь считанные единицы российских фильмов.
Постепенно российский кинематограф терял в Китае своих многочисленных поклонников.
Или, как бы сказали сегодня, зрительскую аудиторию.
В это же время китайский кинорынок все больше захватывали нашумевшие фильмы Европы и США.
В КНР в это время активно развивалась и собственная киноиндустрия, но она делилась экраном с кинопродуктами США, Франции, Англии, а так же Японии и Кореи.
На их мощном фоне исчезновение российских фильмов становилось все более очевидным.
Как мы возвращались
Вместе с тем, кинорынок Китая по-прежнему остается привлекательным — и для мирового кино в целом, и российского в частности.
Надо сказать, китайские коллеги наших кинематографистов немало приложили сил, чтобы помочь российским.
В частности, в 2011 появился российско-китайский Фонд по производству кино.
Его цель — «усиление сотрудничества и обмена двух стран в области кинематографии».
В марте 2012-го российско-белорусский фильм«Брестская крепость» получил «удивительно высокие кассовые сборы в Китае», сообщают китайские СМИ, правда, не уточняя цифры.
«Код апокалипсиса» против «Аватара»
Как видите, патриотическое кино в Китае по-прежнему еще в цене, пусть даже это иностранный патриотизм.
В течение 5 последних лет ОТНОСИТЕЛЬНО неплохие кассовые сборы в Китае принесли, к примеру, наши «Мы из будущего» ($3 млн) и «Код апокалипсиса» ($2 млн).
Насчет «Кода апокалипсиса» не могу удержаться от реплики: наверное, повезло китайцам, что до того им не показали наш сериал «Моя прекрасная няня».
Убойная «Няня» в роли спасительницы мира (в «Коде…») выглядела забавно.
И я все время ждала, когда она скажет «шо»… )))
А вот фильм «Волкодав», собравший у нас $20 млн, в Китае, можно сказать, провалился: на его счету оказалось всего-то $300 000 кассовых сборов.
Вместе с тем, еще в 2009-м американско-канадский фильм Ролланда Эммериха «2012» получил от китайского проката $67,3 млн.
«Аватар» Кэмерона и вовсе побил рекорды среди иностранных фильмов: $182 млн.
«Няня» «Код апокалипсиса» отдыхает.
Кто виноват и как с этим бороться
Эксперты — и китайские, и наши, — называют несколько причин такому положению дел.
В их числе и длительные проверки и согласования в самом Китае, и разрозненность наших кинематографистов, и слабую раскрутку наших фильмов со стороны российских продюсеров.
Почему-то не любят они вкладывать в рекламу!
Но есть и еще причины.
В частности, издание «Китай» цитирует ген. директора филиала компании по маркетингу и планированию фильмов Китайской корпорации кинематографии Цзян Дэфу:
«Теперь зачастую российские фильмы стремятся имитировать американские, подражать им. Если сравнивать их с фильмами советского периода, то можно сказать, что в них не хватает души.
Только тогда, когда российские фильмы уйдут от прямолинейной имитации и будут стремиться к самобытности, передаче своей российской специфики, они смогут вновь вызвать отклик у китайских зрителей».
Еще одно издание, в свою очередь, приводит слова Эдуарда Пичугина, генерального директора ОАО «Киностудия «Ленфильм»:
“Продвигая продукт на китайский рынок, российские продюсеры должны понимать, что это должен быть высококачественный и интересный фильм. И здесь уже не так важно, сколько денег затрачено на его производство.
В фильм нужно вложить душу… важно, чтобы картина была сделана искренне и интересно. Конечно, без спецэффектов и компьютерной графики «картинка» будет выглядеть устаревшей, как каменный топор по сравнению с автомобилем. Это уже вкус современности”.
ПС. Как получают пропуск на экраны Китая
Чтобы попасть на китайский кинорынок, производитель сперва подает заявку в China Film Group.
Если получает одобрение местных чиновников от культуры, сюда же отправляет фильм на предварительный просмотр.
За просмотр необходимо заплатить 5 тысяч юаней + 5 процентов ввозной пошлины от суммы.
Платит, естественно, не тот, кто будет смотреть, а компания-производитель.
Если все прошло без сучка и задоринки, фильм получает разрешение на прокат в Китае.
К прокату запрещены фильмы, где имеются слишком уж откровенные сцены или ярко выраженная жестокость.
Кстати, в фильме «Титаник» китайская цензура вырезала одну сцену, но лишь потому, что фильм был в 3D.
Как пишет издание СhinaPRO, проверки и согласования могут занять до нескольких месяцев.
В год в Китае на экраны выходит примерно 50 зарубежных кинолент.
Их совокупная доля в кассовых сборах — чуть более 40 процентов.
Остальное приходится на китайское кино.
Подготовлено по материалам http://www.kitaichina.com/ и http://www.chinapro.ru
Это правда: хороших российских фильмов сейчас очень мало снимают. А то, что по телевизору идет, и вовсе смотреть невозможно.
Да-да-да )))
Кстати, да. Смотришь американский фильм — сразу понимаешь, что он американский. Индийский — видно, что индийский. Так же с английскими, китайскими… Смотришь наши фильмы — ни черта не понимаешь: ничего своего не осталось, не пойми что. Не говорю про все, конечно, а про те, что «массовые».
А мы не будем смотреть массовые 😉
Что китайцы? Мы и сами с удовольствием пересматриваем только старые фильмы: «Семнадцать мгновений весны», те же «А зори здесь тихие» А комедии? «Здравствуйте, я ваша тетя», «Бриллиантовая рука», да чтобы все перечислить и страницы не хватит… А новые? Если честно, я что-то не припомню. Одни ремейки…
Крайний раз, когда я получила, действительно, удовольствие от наших новых фильмов, так это лет 5 назад. Мне очень понравился фильм «Остров» П.Лунгина (даже еще бы его посмотрела) и «Стиляги» с удовольствием посмотрела, хотя мюзиклы — не мой формат. И, пожалуй, все. Не понравились, увы, ни «Легенда 17», ни «Сталинград», хотя рекламная кампания была мощная.(((
И это, действительно, истинно. В наших сегодняшних фильмах — за редким-редким исключением, — есть коммерциализация, но нет души. Я уже не помню, когда в последний раз получал настоящее удовольствие от какого-либо нашего фильма.
В плане создания фильмов сильны конечно Индийцы, Боливуд как говорят, мне индийские раньше нравились есть среди них и любимые.
Мне когда-то очень нравилась школа польского кинематографа, но в последнее время не видела новых фильмов. Может, просто в наших к/т не выходят, или сама что-то пропустила.
Обожаю парочку Шакрукх Кхана и Каджол
Современные фильмы не те что раньше. А сериалы, это вообще нечто — будто кукольный театр смотришь… Куда только подевалась старая актерская и режиссерская школа?
Иногда смотрю на наших стареньких актеров — представителей ТОЙ мощной школы, — и тоже думаю: что будет, когда никого из них не останется?.. Вкусы, конечно, у всех разные, но на мой вкус — у нас сегодня 1-2 сильных актера из «молодых»…
НЕ думала, что китайцы нас так глубоко изучают…
Китайцы вообще все изучают ))). Ну, а киноиндустрия — это ж еще и бизнес.
…хорошо , что лучшие фильмы попали на период , когда я вообще смотрела телевизор и ходила в кино .
Та же песня: кино давно уже смотрю в Инете. Хотя, может, потому и не хочется ходить на сеансы или смотреть телевизор, что там смотреть нечего? ))
В пятидесятых годах у нас китайские фильмы считались самыми примитивными и наивными.Видно, сегодня обстановка поменялась. Наши превратились в сплошные стрелялки и разборки. Ни чего не нашёл исторического и в нашем Сталинграде. Один грохот и сказочные эпизоды.
Китайский кинематограф развивается, как и сам Китай. Сегодня их фильмы и режиссеры получают мировое признание. Чуть позже выложу пост об этом.
Галя, ещё раз вернулся к этой статье. Наши современные фильмы не смотрю, нет времени и не нравятся. Из старых могу бесконечно смотреть «Любовь и голуби», «Белое солнце пустыни», «12 Стульев» с Юрским, которого считаю одним из самых талантливых артистов, «А зори здесь тихие» первый вариант, ну и ряд других. Просто не перевариваю «С лёгким паром», который посмотрел один раз, и все фильмы с Яковлевым, который способен играть только самого себя, что в гусарах, что в Иване Васильевиче. Знаю, что моё мнение резко расходится с мнением многих, но…
У меня Яковлев отрицательных эмоций не вызывает, хотя не скажу, что он мой кумир. «Гусаров» тоже никогда не любила (как и Голубкину). Что по фильмам в целом, и я наши современные фильмы могу посмотреть лишь по чистой случайности. На диске накачена большая коллекция как зарубежных, так и фильмов времен СССР или начала пост-советского периода — зимой приезжаем дачу на выходные, времени свободного много, печку натопим и под треск полешек смотрим их с удовольствием. Некоторые по десятому кругу))