Поездка в поезде по-китайски или здравствуй снова, Новый Год

Решиться проехать десять часов стоя (!) в китайском вагоне можно лишь по двум причинам: из соображений жесткой экономии или в канун китайского Нового года, когда купить хотя бы «стоячий» билет — уже за счастье.

Воображение рисовало ужасающие картины — как можно выдержать поездку, простояв на ногах десять часов в битком забитом китайском вагоне.

Но не так страшен черт, как опять предвиделось.

Догадались заранее приобрести складные стульчики и — заскочить в вагон в числе первых, чтобы эти стульчики пристроить в наиболее удобном месте.

Пардон, наиболее удобное оказалось неподалёку от туалета — заканчиваются ряды кресел и пространство немного шире.

К слову, со стульями и табуретами здесь оказались все. Кому не досталось место у стенки, располагались в проходе, но всю дорогу то и дело подскакивали, чтобы кому-нибудь дать пройти.

 

Те, кому не досталось место даже в проходе или тамбуре, вынуждены были и впрямь ехать стоя, как в обычном автобусе.

Конечно, некомфортно.

Конечно, тесно, безумно жарко и душно.

Конечно, шумно — китайцы галдят непрестанно, — и все пропитано запахами китайской лапши, специй и крепкого китайского табака.

Конечно, китайцам не сидится на месте — они толпами снуют туда-сюда по забитому вагону, то и дело ударяя тебя локтями (но всякий раз извиняются).

 

И при этом для моего российского ума все как-то непостижимо мирно и благожелательно.

Вот какой-нибудь счастливчик, сумевший купить билет с местом, встаёт и предлагает стоящему пассажиру немного посидеть в его мягком кресле.

Вот китаянка идёт в санузел помыть фрукты и застаёт там другую пассажирку, спящую прямо на раковине. Осторожно будит, а затем в качестве компенсации (за что?!) угощает яблоком.

Кто-то рядом утешает таких же замученных странников — мол, у нас ещё ничего, терпимо, а вот в соседнем вагоне и вовсе сидят на головах друг друга.

Двум единственным иностранкам в этом вагоне все очень сочувствуют — типа, надо было вам ехать 28 или 29-го.

Потому что в первые пару дней китайского Нового года редкий китаец вздумает куда-то отправиться.

Но что поделаешь, если двум иностранкам приспичило ехать в самые пиковые дни — за два дня до празднования в Китае Нового года!

В этом году он наступает в ночь на 28 января.

 

Ежегодная охота за билетами

Охота за билетами на китайские предновогодние дни разворачивается ещё в декабре и выливается в лихорадку: вот-вот откроют продажу на нужные вам дни…

Вот продажу открыли, но упорно не открывается сайт…

Вот вам открылся сайт, но уже нет билетов. Разве что в том самом стоячем вагоне, если повезёт.

Что творится в этот момент у вокзальных касс — лучше вообще не думать.

 

Время приезжать и время возвращаться

Транспортный коллапс в Китае начинается уже недели за две до их Нового года — по всей стране идёт массовое возвращение «блудных сынов» к семейному очагу.

Они миллионами трудились весь год где-то вдали от родных мест (а порой даже вдали от своей страны), столько же не видя родителей и детей —  теперь теми же миллионами спешат к празднику домой всеми возможными транспортными средствами.

 


Небольшое затишье наступит лишь на 2-3 дня — когда основная часть доберётся до дома, примется праздновать непосредственно  Новый год и бродить с поздравлениями по соседям.

Вся остальная жизнь остановится: большинство предприятий встанут колом, банки закроются, многочисленные кафешки, лавки и магазины (за исключением, может, крупных маркетов) несколько дней не будут подавать признаков жизни.

 

Все ушли на фронт.

Разьехались или разошлись по домам.

Дня через три Китай оживает и начинается вторая дорожная лихорадка: многочисленная китайская рать либо начинает потихоньку выдвигаться в обратный путь, либо бросается в путешествия, пользуясь случаем.

Случай — это недельные каникулы, которые большинству заменяют полноценный отпуск.

Но растянется все это ещё недели на две.

Т.е., в реальности новогодняя котовасия в Китае длится не меньше месяца.

 

Почему зарубежные партнёры боятся Нового Года в Китае 

Новогодние праздники в Китае порой выливаются в головную боль для многих иностранных партнёров, ведущих дела с китайскими предприятиями.

И боль эта тоже может растянуться на месяц.

Читала, по статистике основной объём брака на заводах Китая приходится на последние две недели до Нового года и на первые две недели после него.

В первом случае это объясняется спешкой — рабочие торопятся выполнить и отгрузить до праздников максимальное число заказов.

Что не успеют, то зависнет на все время праздничных китайских каникул.

Во втором — уже нехваткой самих рабочих.

Феномен заключатся в том, что даже при очень весомом переизбытке рабочей силы в этой стране немалая часть тружеников, свалив на заслуженные каникулы, уже и не думает возвращаться обратно по их окончании.

Другими словами, эти самые труженики отправляются куда-то ещё в поисках куда более лучшей для себя доли.

И, похоже, в подавляющм большинстве случаев ее находят, раз уж не бояться послать подальше прежнее место своей работы — не в пример нам.

Ну, а там, в свою очередь, пока наберут новых, пока сориентируют на местности — глядишь, ещё прошла неделя-другая…

 

Новый год, который отмечают не только китайцы

Его празднуют японцы, корейцы, монголы и ещё множество людей по всему миру.

Говорят, 1/5 населения всего мира.

Так уж сложилось, что даже мы отмечаем его с семьёй, наверное, лет десять и только затем убираем, наконец, изрядно надоевшую елку.

Не знаю, с чего это нас в своё время накрыло, но — факт.

И уж, по крайней мере, вижу в этом куда больше смысла, чем празднование Старого-Нового года.

Так что с приходом вас всех Года Огненного Петуха (главное, пусть он будет не слишком воинственным).

В пятницу 27 января Обезьяна спешно сдавала свои дела.

 

6 комментариев to “Поездка в поезде по-китайски или здравствуй снова, Новый Год”

  1. Ольга:

    Галя!!! Что у тебя с сайтом?! Он то появляется, то исчезает, блиииин. И попутно второй вопрос: судя по статье, тебя опять понесло куда-то?)))

  2. С интересом ознакомился с китайской традицией встречи Нового года. Интересно стало: уезжают ли на родину те, что работают у нас?
    Вспомнил, как везли нас на службу 5 суток на Дальний Восток в переполненном вагоне. Часть людей спали на полу.

    P.S. Несколько раз не мог попасть на сайт.

    • Миша, мне кажется, «ваши» тоже должны уезжать — хотя бы часть. А с сайтом, боюсь, проблемы ещё не закончились(((

  3. Вот это экстрим!Наверно чтоб почувствовать вкус жизни, стоит один раз так съездить.

    • Сергей, специально для остроты ощущений такой экстрим утомителен, но коль уж случится — тоже пойдёт в копилку воспоминаний )))

Написать комментарий