Ши Дэцзянь, загадочный монах Шаолиня (ч.2)

Свою жизнь он посвятил боевому искусству, чань-буддийской медицине и укреплению шаолиньских традиций. И это не пафос: Щи Дэцзянь, еще в юности приняв монашеский обет, лечит людей, выступает против нынешней коммерциализации Шаолиня и строит Храм. 

Чтобы лучше понять, о чем дальше пойдет речь, стоит, наверное, прочитать первую часть этой темы.

О человеке, чье мастерство боевого искусства у-шу называют сильнейшим, а способности в чань-буддийской медицине уникальными.

 

 

В ноябре 2007 года в китайском университете Гонконга (The Chinese University of Hong Kong) проводилось уникальное исследование.

Ученые наблюдали за работой мозга шаолиньского монаха Ши Дэцзяна.

Цель эксперимента, как заявляли авторы, — глубже проникнуть в тайны шаолиньского учения, чань-буддийской медицины и воздействия медитации.

Как известно, мозг состоит из большого числа нейронов.

По словам специалистов, нормальная жизнь любого человека — его мышление, речь и т.д., — напрямую связана с синхронностью работы клеток в разных частях головного мозга.

— Если правое и левое полушарие взаимодействуют синхронно — это напоминает размеренный шаг: раз-два, раз-два, — рассказывает Чэнь Жуйянь, профессор университета :

— Но когда человек устает, или находится в стрессе, нарушает режим дня и питания, синхронность работы клеток тоже нарушается.

Болезни, депрессия — это ни что иное, как итог «расбалансировки» работы нейронов.

…В процессе эксперимента Ши Дэцзян направлял энергию Ци  второму испытуемому.

К головам обоих были прикреплены специальные датчики, которые сканировали процессы в головном мозге.

Вместе с тем, к эксперименту были приглашены еще 12 человек, не имеющие отношения к подобной практике.

Их попросили просто повторять движения Ши Дэцзяна.

— Когда он работал руками, — рассказывают китайские ученые, — мы обнаружили в его мозге синхронную активность нейронов. Он действовал в состоянии абсолютного покоя. У остальных же участников наблюдались амплитуды то вверх, то вниз.

Более того, заявляют: у человека, которому Ши Дэцзян передавал свою энергию, энцефалограмма постепенно приближалась к состоянию Мастера, выравнивалась.


Чэнь Жуйянь — профессор психологии The Chinese University of Hong Kong.

Она закончила медицинский факультет в США, много лет проводит клинические исследования в области неврологии.

Входит в десятку сильнейших молодых специалистов Гонконга.

А еще является Лауреатом премии американской психологической Ассоциации за достижения в науке.

В 2006 году — за год до проведения эксперимента, — Чэнь Жуйянь впервые увидела технику у-шу шаолиньского монаха.

— Сама я занималась у-шу с 16 лет, — расскажет впоследствии Чэнь Жуйянь китайским журналистам, — уже более 20 лет практикую юнчуньцюань и тайцзицюань. Когда увидела технику Ши Дэцзяна — она была необыкновенно сложной, мне захотелось у него учиться.

И Чэнь Жуйянь приехала в Шаолинь.

Ей хотелось не только поучиться у него боевому искусству и чань-буддийской медицине, но и применить ее в в современной медицинской практике.

На основе своих наблюдений и выводов Чэнь Жуйянь впоследствии напишет большую статью.

А затем ученица и ее Наставник вместе подготовят и издадут отдельную книгу.

 

БРЕМЯ НЕВОЛЬНОЙ СЛАВЫ

Тому, что имя скромного шаолиньского монаха и настоящего Мастера боевого искусства однажды стало известно не только по всему Китаю, но и за его пределами, поспособствовали телевизионщики.

Один из китайских режиссеров в процессе подготовки очередного фильма отправился в Шаолинь.

Там впервые увидел Ши Дэцзяня:

«Я был очарован, увидев, с каким дерзновением этот монах исполняет ушу — в этом был какой-то особый боевой дух!» — рассказал он.

Однако сниматься в фильме Ши Дэцзянь тогда наотрез отказался.

Еще с древности шаолиньские монахи не раскрывали широкой публике свои знания, держали их в тайне.

Ши Дэцзянь так же считал, что не вправе, согласно традициям, открыто демонстрировать свои способности.

И все же режиссеру удалось найти убедительные слова:

— Я сказал ему: «Прежде эти знания передавались из уст в уста, но сейчас времена изменились, появились средства массовой информации. И мы можем рассказать о вас людям. Чтобы они знали, какую культурную ценность несет в себе школа у-шу.

И, в конце концов, Ши Дэцзянь согласился.

 

После выхода фильма «Новый год в Шаолине» имя Ши Дэцзяня становится широко известно в Китае.

Вскоре нему обратился уже другой режиссер.

Чжан Мяо  хотел снять документальный фильм о самом Ши Дэцзяне.

Чтобы глубже понять его внутренний мир, его мысли и чувства, режиссер предложил Ши Дэцзяну вместе съездить на родину Мастера, к его родителям:

— Ши Дэцзянь мне сказал, что уже давно мечтает об этом, но его возможности не позволяют. Он помогает людям, лечит бесплатно, однако у самого у него мало средств и нет денег на самолет, чтобы съездить к родителям… В тот момент это было самое уязвимое место в его душе. 

 

В 2002 году, когда шли съемки, отцу Ши Дэцзяня было 90 лет, он уже почти не вставал с постели в своем маленьком скромном домике.

Это была их последняя встреча, они оба понимали это.

Взрослый, сильный и очень мужественный человек, умеющий владеть своим духом, обнимая старенького отца, плакал, почти не стесняясь своих слез.

Как когда-то в детстве.

 Чжан Мяо, режиссер-документалист:

— У Конфуция спросили однажды, что есть почтительность к родителям. И он ответил: «Сыновья почтительность отображается на лицах родителей. Кто-то с ними каждый день рядом, но приносит им огорчение и потому их лица грустны. Кто-то — вдали, но шлет очень много денег. Однако родители так же несчастливы…»  У родителей Ши Дэцзяня, когда они говорили о своем сыне, лица озарялись светом и радостью.  

В 2003 году фильм Чжан Мяо получил Гран-При Международного фестиваля спортивных фильмов в Милане.

 

«ЕСЛИ МЕНЯ ОБИДЯТ — Я УЛЫБНУСЬ»

После этого к Ши Дэцзяню начали съезжаться журналисты со всего мира.

Ради встречи с ним они преодолевали не только многочасовые полеты, но и готовы были, с тяжелой аппаратурой на плечах, три часа подниматься пешком по узкой каменистой тропинке.

Однажды, рассказывает друг Ши Дэцзяня, пришел человек, хотевший сразиться с Мастером.

— Ши Дэцзянь ответил ему: «Я не буду драться с тобой. Но раз уж ты пришел, ты не уйдешь разочарованным».  Он взобрался на горный склон, под которым была огромная пропасть, и показал один из комплексов боевого искусства. После чего тот человек уже не осмелился демонстрировать свои навыки.

 

Сам же Ши Дэцзянь сегодня говорит так:

— В свое время я был очень самолюбив и никому не позволял даже говорить о себе плохо. Теперь же, если меня обидят, я улыбнусь. Ударят — не стану давать сдачи. Это и есть секрет самосовершенствования, так надо жить.

 

«Я ВЫПОЛНИЛ ДОЛГ ПЕРЕД ШАОЛИНЕМ, ЛЮДЬМИ И САМИМ СОБОЙ…»

В последние годы жизнь шаолиньского Мастера заметно изменилась.

Он приступил к реализации давней своей мечты — строительству в ущелье Саньхуанчжай Института по изучению шаолиньских традиций чань-у-и.

Кроме того, планировал построить в Саньхуанчжай Храм и отреставрировать старые монастырские постройки.

Это было его обещанием, данным когда-то своему Наставнику.

 

Саньхуанчжай находится на очень крутом склоне, подняться сюда можно лишь пешком по узкой тропинке.

Поэтому все строительные материалы для постройки и реставрации Ши Дэцзянь и его добровольные помощники доставляли собственными силами.

Как рассказывал Ши Дэцзянь, 70-80 человек по команде брались за строительные леса, балки, плиты, камни, воодружали себе на спины и поднимались вверх:

— Мы хотели построить и создать здесь то место, где можно восстанавливать душевное здоровье, используя чань-буддийские традиции. Ведь, чань-у-и — это не мое достояние, а достояние Шаолиня. И мне хотелось бы жить по принципам моего монастыря — чтобы мне не было стыдно.

В ноябре 2009 года Ши Дэцзянь провел вторую конференцию, посвященную чань-буддийскому учению, медицине и боевому искусству Шаолиня.

И эта конференция проходила уже в новом, только что построенном Храме.

После ее окончания Ши Дэцзянь отправился на могилу своего Наставника, чтобы сказать ему: шаолиньские традиции, ради которых тот прожил всю свою жизнь, начали возрождаться.

Гэ Мин, режиссер:

 — Думаю, его Наставник обрел покой на небесах, т.к. на земле у него остался достойный преемник. Можно считать, что его миссия выполнена.

Правда, кто теперь будет передавать шаолиньские традиции? Кто станет преемником Ши Дэцзяня?..

 

 

Источник: канал CCTV,

Использваны кадры из фильма «Шаолиньский мастер Ши Дэцзянь».

 

17 комментариев to “Ши Дэцзянь, загадочный монах Шаолиня (ч.2)”

  1. Ольга:

    Чем больше читаю у тебя про Китай, тем больше начинаю заочно любить его. Удивительная страна, культура, люди…

  2. Амира:

    Как все необычно… И очень интересно, получила огромное удовольствие от такой информации.

  3. Очень интересно было читать, прям окунулся в ту атмосферу буддизма и абсолютного спокойствия. Мне очень нравиться такой путь само-совершенствовония, абсолютно преданный.

    • Галина:

      А я вот только-только начинаю изучать такой путь. Как и философию буддизма. Как-то случайно получилось, а теперь все больше становится интересно.

  4. Не всякий отец заслуживает чтобы к нему относились почтительно.

  5. У меня наверное тоже разбалансировка началась: хандра какая-то гложет. Наверное нужно все же исполнить свою мечту и побывать в Тибете.

    • Галина:

      Я бы, Свет, многое отдала, чтобы даже не просто побывать пару дней в составе тургруппы — где все бегом-бегом, — а пожить хотя бы месяц в атмосфере Тибета или Шаолиня. Мне кажется, от одной только этой атмосферы в голове все на место встанет.

  6. Очень интересно, Галя!Получается, что жизнь этого человека, постоянная борьба с самим собой…

  7. Судя по тому, как он об обидчиках рассуждает, в своей борьбе он вышел победителем…Представляю, как это трудно…

    • Галина:

      Я долгое время не понимала такого подхода, с позиции моего максимализма это казалось проявлением какой-то… если не слабости, то мягкотелости. А со временем оценки начали меняться. Тоже представляю,сколько колоссального труда и работы над собой требуется, чтобы воспитать в себе это. И уж слабым этого человека точно не назовешь.

    • Да уж, представь, сколько нужно перебороть в себе… и как это трудно!

  8. Галя, с большим интересом прочитал эту статью. В этом много загадочного и труднообъяснимого.

  9. Неоднократно пытался по самоучителям хоть в малом приближении прочувствовать что же такое китайская система боевых искусств. Пришёл к выводу, не поняв их подходов к мироощущению, это бессмысленное занятие.Может я ошибаюсь, но наблюдая за мастерами из Поднебесной вдохновляет, а когда сам, то становится скучно.

    • Галина:

      Алексей, точно так же пытаюсь освоить тайцзицюань (гимнастику), так что я вас, наверное, понимаю! Хоть это и не боевое искусство, а очень даже мирное, но очень не хватает конкретного наставника с конкретным мировоззрением и пониманием ))

  10. Ната:

    Какая потрясающе трогательная и светлая сцена отца с сыном. Какие лица у них обоих на снимке…

Написать комментарий