О нашем «гостеприимстве» и больном чувстве превосходства

На днях забежала в одно наше кафе. Туда же привезли на обед группу китайских туристов. Все — люди солидного возраста, солидно одеты, интеллигентны: чувствуется, что образованы и занимают в этой жизни не самое низкое положение.

Где-то на середине обеда китайская переводчица подошла к работнице кафе и попросила еще чая.

— Нет чая! — отрезала работница.

Причем, как-то довольно резко.

Я, услышав это краем уха, несколько подивилась: с каких это пор в наших кафе чайный дефицит?

Переводчица, слегка опешив — больше даже от резкости, чем тупого отказа, — протягивает пустой чайник с остатками заварки и просит хотябы просто добавить туда еще кипятка.

Тетка вырывает чайник, подскакивает к диспенсеру, который стоит за ее барной стойкой, и… бахает в этот чайник холодную воду.

Я в этот момент как раз стояла возле этой самой стойки — потому и заметила, что агрегат даже не был включен.

Впрочем, не только я заметила — напарница этой тетки:

— Ты чего холодную-то воду им налила? — спрашивает тихонько.

— Ой, да ладно — они же всегда пьют холодный чай!

Кстати, наши бы туристы при подобных случаях немедленно полезли бы в крик и разборки: мол, за все «уплочено» — не раз наблюдала такие сцены.

Китайцы молча разлили «чай» по кружкам.

Честно говоря, мне перед ними было очень стыдно.

И за тетку, и за страну.

 

Попутно вспомнила еще одну недавнюю историю.

Уже в магазине.

Стоит передо мной у кассы китаец.

Кассирша — молодая девчонка, — подсчитала его покупки, называет общую сумму.

Китаец не понимает.

Кстати, в самом Китае (или где еще) в таком случае обычно пишут цифру на бумаге или показывают на калькуляторе.

Во всяком случае, у меня в магазинах какой-либо другой страны при не понимании проблем ниразу не возникало.

Но девушке почему-то очень хотелось показать кто-в доме-хозяин.

Небрежным тоном (в голосе читалось «откуда ты взялся на мою голову») она еще раз называет сумму.

И снова парень не понимает: улыбается ей растерянно и виновато мнется с ноги на ногу.

Прихожу на помощь.

И пока он, счастливый, отсчитывал деньги, кассирша продолжала свой спектакль: театрально закатывала глаза, фыркала, демонстративно вздыхала и взглядами приглашала очередь подключиться к ее игре.

Да она реально гнобила его и получала от этого видимое удовольствие.

А в заключение процедила через губу гениальную фразу — и тоже с невероятным превосходством в голосе:

Русский язык учить надо!

 

36 комментариев to “О нашем «гостеприимстве» и больном чувстве превосходства”

  1. Ната:

    Мне тоже всегда противны подобные сцены — временами приходится их наблюдать. В данном случае, просто две дуры, которые в своем обществе чувствуют себя вторым сортом, поэтому надо как-то компенсировать эти ощущения за счет других. Но таких дур, к сожалению, гораздо больше.

    • Галина:

      Я это называю «синдромом униженных и оскорбленных» — в нас он очень сильно присутствует, к сожалению.

  2. Алексей:

    Совет «язык учить надо» неплох, конечно, но сама-то девушка хотя бы свой собственный язык знает? Как правило, у такого типа людей с грамотностью большие проблемы. И, как следствие, с общей культурой.

  3. Игорь Петрович:

    А что мы хотим? У нас высший чин государства порой позволяет себе хамские ответы на неугодные вопросы — как будто он не высший чин, а крутой пацан. За ним повторяют чины пониже. Ну, и все мы туда. В хамстве чувствуем себя более сильными.

  4. Артем:

    Я вот заметил, такой подход чаще встречается в каких-то очень небольших застойных городках. В больших развитытых городах с динамичной жизнью отношение другое, а в сельской местности даже еще и доброе (чаще всего). Хотя, это мои личные наблюдения, а как на деле не знаю. Но дуру на кассе хотелось бы посмотреть.

  5. Ольга:

    Да ведь у нас всегда были добрые люди, что с нами происходит? Мне кажется, просто жизнью замученные, затюканные, вот все и выливается — и на своих, и на чужих.

  6. Belka:

    Да ладно, у нас вменяемых и добрых людей все равно больше. Обидно только, что попадутся 2-3 дуры или дебила и после них уже мнение о целой стране портится.

    • Галина:

      Знаю, что больше. Но если даже «одна паршивая овца все стадо портит»… А у нас таких более, чем достаточно. И ощущение, что их число растет.

  7. Ой, Галя, за больное задела! Мне сын говорит:»Не забывай, где живешь! Это Россия!» Но я не могу с этим смириться. Получается, что не нас (клиентов, посетителей, покупателей)обслуживают, а мы им служим за свои же деньги. «Умом Россию не понять!»

    • Галина:

      Моя дочь недавно точно так же сказала: ощущение, что это мы у них работаем клиентами, покупателями… А они милостиво нам это позволяют. //Но в данном случае еще и о «лице страны» речь — классное у нас лицо получается…

  8. Галя, а где твой логин в Skype?

    • Галина:

      galyna162. Но если что — лучше заранее назначать «стрелку»: комп у меня почти круглые сутки может быть включен, но сижу я за ним куда реже — подбегаю, отбегаю… ))

  9. Мне тоже иногда так стыдно становится. Мне подруга говорит: что ты так переживаешь, это же не ты сказала (или сделала).
    А мне все-равно стыдно. Ведь по таким вот случаям и судят обо всех.

    • Галина:

      А, вот и я переживаю — как будто это меня саму обхамили. Отвратительно зрелище, отвратительные ощущения. И людей жаль, которые к нам приехали, и себя почему-то жаль в этой ситуации, и вообще… за державу обидно.

  10. Наверное, так себя ведут ущербные люди, которые самоутверждаются за счет других. Стыдно, конечно, что по таким вот личностям будут судить о целой стране

    • Галина:

      Вот и судят. Еще по весне читала: в масштабных соцопросах, проведенных специалистами международного экономического форума, Россия в плане НЕгостеприимства заняла 3 место после Боливии и Венесуэлы. При том, что добрых и гостеприимных у нас достаточно.

  11. Я не понимаю, чего люди добиваются таким поведением. Они такие же потребители как и мы. Это прежде всего не воспитанность. После такого обращения еще раз посетить кафе, или тот же магазин желания нет.

  12. Lora:

    Да уж, и чего добилась и одна и вторая?! Сплошной негатив!

  13. А ведь правда, после такого обращения, я бы в рожу плюнула! Демонстрация своей невоспитанности — я бы точно так бы себя повела, если бы плюнула в этих хамок, но скорее всего, просто перестала бы ходить в этот магазин, да и в кафе… Гадко на душе после подобных эксцессов!

    • Галина:

      Так они ж иностранные гости — как они плюнут? Хотя… Наших ребят за границей этот статус не останавливает ))

    • (А ведь правда, после такого обращения, я бы в рожу плюнула!)
      А они не плюют, Лара. Может в этом фишка?

  14. Это наш сервис, так нас воспитали Советы, поэтому я старался отдыхать за рубежом или в тайге, что бы не видеть эти злые физиономии. Даже сейчас я не приду вторично в магазин, где работают такие быдла.

    • Галина:

      Сервис — раз. Воспитание как «титульной нации» — два. Только и слышишь пренебрежительное: «америкосы», «китаезы», «узкоглазые», «черно…е»… Это если в отношении иностранцев. Что касается в принципе нашего хамского обслуживания — тема вообще обширная, как-нибудь к ней еще вернусь.

  15. Знаешь, Галь, мне кажется это и есть наша основная проблема — неуважение к себе и, как следствие, к окружающим, просто перед иностранцами, конечно, стыдно вдвойне, потому что действительно «за державу обидно», по таким случаям о нас и судят, вообще большая тема для разговора

  16. Lada:

    Значительное число людей всё-таки не понимает, что в отношениях с другими они не собеседника унижают, а показывают себя во всей «красе». Иногда адекватный гнев может возвысить человека в глазах других, а равнодушное молчание перечеркнуть в нём всё его искусственное добродушие. Досадно, но девочку так воспитали (семья, государство, подруги). Покупатели в таких случаях не должны стоять в стороне, среди них, как правило, находятся те, кто призван её (и таких же) учить. За всю державу обидно не будет, если на одного зарвавшегося найдётся хотя бы 2-3 адекватного гражданина.

  17. Читаешь такие истории и стыдно за наш народ, за хамство и в сфере обслуживания и в быту. Когда приезжаю в Россию и сталкиваюсь с таким «Гостеприимством», а оно сплошь и рядом, аж плакать хочется.

  18. Почитала я отзывы и хочу сказать, что такое поведение вызвано общим низким уровнем культуры (посмотрите, что показывает телевидение и печатные СМИ!), а также непрофессионализмом управления бизнесом (в кафе, магазинах и т.д.). Как люди могут развивать свой бизнес, если они не умеют работать с персоналом??? Доморощенные бизнесмены экономят свои деньги и время на самом необходимом, в том числе на тренингах и программах поощрения хороших сотрудников. Поэтому никто и не заинтересован в хорошем обслуживании клиентов. Это мое мнение. Если человек сам по себе хам, то таких сотрудников нужно заставлять рублем быть любезными и вежливыми с клиентами.

    • Галина:

      Согласна, Светлана, с вами полностью: поведение персонала в первую очередь определяется руководством. Но о тренингах в магазинах и кафе речь точно не идет. По крайней мере, в «народных» магазинах. С продавцами обращаются как с батраками, они, в свою очередь, так же с покупателями.

  19. А может посмотреть на ситуацию с другой стороны?
    На нашей ПЛАНЕТЕ великое многообразие стран, национальностей, климатический условий, ну и т.д.
    А может это глобальный эксперимент над человечеством?
    Ведь смотрите, наш менталитет веками не меняется… И Европу мы знаем в основном в одном качестве. Я не говорю о США. Хотя, смотрите, а если взяли из всех стран понемногу, но самых активных, переселили в одну «резервацию» чтобы посмотреть что получится от смешения разных менталитетов…
    Кстати, Галина, смотрели ли вы фильм «Новая земля»? Наш, 2008 года.

    • Галина:

      На счет фильма «Новая земля» хотела было сказать «не видела, но потом напряглась и — кажется видела. Надо будет освежить память, то или не то. А на счет «резервации» это что у нас подразумевается? Я правильно догадываюсь? ))

    • Это я так, образно… насчет резервации. Интересно, а о чем ВЫ «догадываетесь?»

Написать комментарий